На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

198 подписчиков

Свежие комментарии

  • tsan tsan
    Зря спасатели так быстро прервали процесс воплощения мечты глупой блогерши.  Пусть бы мозги проветрились от всякой дури.Нижегородскую бло...
  • А Кудасов
    Какие могут быть беседы? Родителей привлекать по полной!!Подросток разбил ...
  • Groomstyl Савина
    Не сравнивайте возрат юности у собак и людей. Щенок зубки меняет и становится взрослым за тот срок, что камень просто...Нижегородцы спасл...

Счастливый билет: почему фильм «Спортлото-82» не смог повторить успех предыдущих шедевров Гайдая

Фильм «Спортлото-82», отметивший на днях свой 40-летний юбилей, был снят по всем законам гайдаевских комедий и просто обречён на успех. Картина и в самом деле стала лидером проката. Правда, сравниться с предыдущими шедеврами Леонида Гайдая она так и не смогла. Почему же киномэтру не удалось повторить свой былой успех? И за что зритель всё равно любит картину? В поисках героя К началу работы над «Спортлото-82» у Гайдая за плечами было несколько экранизаций литературных произведений – «Инкогнито из Петербурга», «Не может быть», которые в отличие от его предыдущих комедий имели довольно скромный успех у зрителей. Даже снятая совместно с финнами картина «За спичками», в которой сыграли звёзды первой величины – Евгений Леонов, Вячеслав Невинный, Георгий Вицин, Леонид Куравлёв, Михаил Пуговкин, вышла скучноватой.

Современная комедия с забавным сюжетом и множеством эксцентричных трюков должна была возродить былой успех легендарного режиссёра.

Главный герой по характеру и поведению очень напоминал знаменитого Шурика. Но Александру Демьяненко в то время было уже около 50, да и роль Шурика он недолюбливал. Пришлось искать нового актёра, способного так же покорить сердца зрителей. Выбор Гайдая пал на трёх молодых актёров – Виктора Древицкого, звезду «Розыгрыша» Андрея Гусева и Альгиса Арлаускаса. Он остановил свой выбор на последнем.

Но, в отличие от Демьяненко, роль в «Спортлото» не сделала актёра звездой, хотя и подарила ему известность. Возможно, сказалось то, что на съёмках режиссёр всё время пытался подстроить Арлаускаса под образ Шурика, вместо того чтобы придумать новый. «Когда тебя выбрали, чтобы не быть собой, а напоминать Демьяненко, сложно стать звездой», – вспоминал позже Арлаускас.

А вот актрису на главную роль Леонид Гайдай поначалу выбрал не похожую на предыдущих героинь. Режиссёру очень хотелось, чтобы Таню сыграла Лариса Удовиченко. Однако худсовет счёл, что она не подходит по возрасту.

Пришлось искать актрису помоложе. Ею стала студентка Светлана Аманова, которая по типажу походила на предыдущих лирических героинь Гайдая. Но в отличие от Варлей и Селезнёвой после съёмок у прославленного режиссёра звездой так и не стала.

На роль жениха Тани – Павла – Гайдай рассматривал нескольких актёров, среди которых были звезда «Петровки-38» Евгений Герасимов и даже Михаил Боярский. Однако после смены актрисы на роль был приглашён молодой актёр Денис Кмит.На Сан Саныча поначалу планировался Бронислав Брондуков, а на роль его подручного Степана – опять же Михаил Боярский. Но в итоге Брондукову досталась роль директора турбазы, а на Сан Саныча утвердили Михаила Пуговкина. Правда, в паре с ним Михаил Боярский уже не смотрелся, и его пришлось заменить Михаилом Кокшеновым, который отлично вписался в дуэт с Пуговкиным.

А Удовиченко с Боярским в картине всё-таки засветились. Актриса озвучила секретаршу директора турбазы, а главный мушкетёр страны исполнил главную песню фильма.

Съёмки проходили в Крыму. Погода постоянно пробовала киношников на прочность. Испытания погодой Сначала стояла жуткая жара. Даже водопад пересох, и доснимать его пришлось уже в октябре. Потом резко похолодало. В сцене, где Степан обжигает ноги на песке под пылающим солнцем, вся съёмочная группа по ту сторону камеры куталась в куртки.

Светлана Аманова вспоминала, что, расхаживая по пляжу в купальнике, она от холода вся покрывалась гусиной кожей. И чтобы скрыть синеющие губы актрисы, их обильно красили яркой помадой.

Альгис Арлаускас в таких условиях даже подхватил воспаление лёгких и вынужден был сниматься с температурой под 40. Но этим неприятности съёмочной группы не ограничились. Так, Михаил Пуговкин в гостиничном номере пролил на себя кипяток и серьёзно обварился в области паха. В итоге его каждое утро возили на перевязку в Алуштинскую горбольницу. Спустя две недели он сумел вернуться к съёмкам.

В сцене, где Сан Саныч пытает Степана апельсинами, настоящим был только один. Все остальные – бутафорские. Именно этот единственный апельсин Пуговкин с Кокшеновым и растягивали на несколько дублей.

Милиционера, который со словами «К утру будешь» на мотоцикле обгоняет бегущего в горах Степана, сыграл настоящий начальник ГАИ Алуштинского ГУВД капитан милиции Валерий Журавлёв.

Казалось бы, простую, на первый взгляд, сцену снимали целых 10 раз. Сначала обнаружилось, что стекло на мотоцикле бликует. Потом Журавлёв нечаянно заикнулся, произнося текст, затем Кокшенов перепутал текст. В одном дубле в кадр попал угол съёмочного автобуса, а в другом – выпивший ассистент режиссёра. Возмущённый Гайдай грозился вычесть у него из зарплаты за расход плёнки.

Большинство трюков выполняли каскадёры. Актёрам заниматься этим не рекомендовалось – после того как на съёмках фильма «Директор» разбился Евгений Урбанский. Однако некоторые молодые актёры старались выполнять трюки самостоятельно. Так, Денис Кмит вспоминал, что он сам на ходу с мотоцикла запрыгивал на поезд.

«Мне было 22 года, и, конечно же, хотелось всё делать самому, отваги было не занимать», – делился он. Повторение пройденного Вообще атмосфера на съёмочной площадке была дружная и творческая. Хотя, по воспоминаниям Альгиса Арлаускаса, к концу съёмок некоторые уже сомневались в успехе картины.

«Поговорил с Михаилом Пуговкиным и понял, что Леонид Иович не в лучшей форме: и по здоровью, и по творческому запалу. Старики сетовали: не тот Гайдай пошёл! Раньше фонтанировал идеями, был гейзером юмора, а сейчас потух…» – вспоминал Арлаускас.

Фильм «Спортлото-82» и в самом деле не мог похвастаться таким богатством афоризмов, как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» или «Иван Васильевич…». А многие комедийные трюки по сути повторяли то, что Гайдай делал в предыдущих фильмах.

«Над чем смеялся в других фильмах, смешным больше не кажется… А тут ну просто всё до капли знакомо – сюжет, персонажи, трюки. Может быть, Гайдай так и задумал – сделать попурри на тему собственных комедий? Так зачем Шурика нарёк Костей, а пленницу – Таней? Зачем новых актёров пригласил – ведь старые со своими обязанностями справлялись?..» – писали в газете «Труд».

Однако зрители встретили премьеру картины, которая была широко разрекламирована, с энтузиазмом. В прокате фильм занял первое место, собрав 55,2 миллиона зрителей. В последний раз такого успеха киномэтр добивался 13 лет назад с «Бриллиантовой рукой». И хотя новую золотую эпоху Гайдая «Спортлото-82» так и не ознаменовало, для зрителей фильм всё равно остаётся одним из любимых.

Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что фильм «Кащей Бессмертный» покажут в ярмарочном кинотеатре.Альгис Арлаускас после «Спортлото» снялся в нескольких небольших ролях, потом занялся режиссурой. Грянувшая перестройка практически разрушила весь отечественный кинематограф, и актёр с женой Марией Шиманской, с которой вместе снимался в фильме «Берегите женщин», эмигрировали в Испанию – на родину деда. Здесь он открыл актёрскую школу, иногда играет в сериалах и снимает документальные фильмы.

Светлана Аманова вновь появилась на экранах только спустя три года после премьеры, да и то в небольшой роли – дочки Евгения Евстигнеева в фильме «Зимний вечер в Гаграх». Потом были совсем еле заметные эпизоды. Более-менее сниматься она начала уже в 2000‑х, правда, приглашали её в основном лишь в сериалы. Всё это время актриса работала в Малом театре, где сыграла немало интересных ролей. Была замужем за бывшим редактором «Московского комсомольца» Павлом Гусевым.

Печальнее всего сложилась судьба Дениса Кмита. Во время службы в армии он упал со второго этажа на бетонный плац и сломал позвоночник. С тех пор он целых 30 лет был прикован к инвалидному креслу. Писал картины, сценарии. Его единственной опорой все эти годы была мама – знаменитая советская актриса Инна Кмит, которую он пережил всего на три месяца.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх