На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    Ничего себе...оправдывать теракт... Это кем нужно быть...Нижегородца осуди...
  • Vladimir Lioubimcev
    Нечего шляться по этим мутным заграницам. Едут черт его знает куда...Мать освобождённо...
  • Vladimir Lioubimcev
    Человек настолько уязвим и слаб...  ХРАНИ  ИХ ГОСПОДЬ!!!Кардиолог Наталья...

Художник Александр Казарин рассказал, как сохраняют уникальную советскую мозаику

Несколько лет назад в регионе была создана карта объектов советского монументально-декоративного искусства Нижегородской области. Благодаря ей можно узнать, где расположены мозаичные панно, витражи и рельефы, кто их авторы, есть и краткое описание работ. А главное, что после создания карты стартовала реставрация объектов.

О том, как всё начиналось и какая работа проделана, рассказал художник, дизайнер, руководитель проекта «Советское монументально-декоративное искусство» Александр Казарин.– Александр Валерьевич, как вы начали заниматься реставрацией мозаичных панно?

– Четыре года назад выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив на создание карты мозаик Нижегородской области. И эта карта под названием «Монументальное.рф» была сделана.Там кроме мозаик оказались ещё и другие объекты советского монументального искусства, такие как фрески, витражи, рельефы. Всего на карту нанесено 179 объектов. Достаточно много, особенно если учесть, что не были включены мозаики, расположенные на закрытых территориях, частных владениях и те, которые находятся в аварийном состоянии.

Впоследствии захотелось продолжить работу с мозаиками, и родилась мысль о том, чтобы начать их восстанавливать.

В Нижегородской области есть грантовые конкурсы, которые проводит министерство внутренней политики. Мы дважды выигрывали эти гранты и с помощью волонтёров занимались восстановлением мозаик в Дзержинске, Нижнем Новгороде, Чкаловске.

Дальше последовали более масштабные реставрационные работы. В частности восстановлено большое декоративное панно «Народное искусство».

Оно находилось в крайне плачевном состоянии и было восстановлено почти с нуля, включая скульптурные группы и мозаичный слой.– Сколько объектов уже восстановлено? И есть ли среди них любимые?

– На данный момент восстановлено семь объектов. Любимых, наверное, нет, потому что работа с каждым индивидуальна. Ты узнаёшь людей, которые исполняли данный объект, оказывается, что с кем-то из них ты был знаком, кто-то учил тебя или твоих коллег. Например, на следующий год запланирована реставрация мозаики «Волшебный мир». Она расположена в Автозаводском районе Нижнего Новгорода на здании детского сада «Солнышко». Её авторы – преподаватели художественного училища, люди, которые были моими учителями.

Когда мы восстанавливали мозаики в Дзержинске, к нам приходили дети и друзья художников – авторов панно. Они рассказывали истории, связанные с созданием этих произведений. Реставрации мозаик – это не только профессиональная история, но ещё и общественная, социальная, во многом личностная.

И для меня особенно приятен не просто факт восстановления, а то, что эта работа объединяет людей, желающих сохранять историю.– С какими сложностями вам приходится сталкиваться в процессе восстановления объектов?

– Мозаика – это соединение художественного начала и технологического процесса. Нужно понимать, что когда художник рисует на холсте, это одно. Создавая произведение на стене или другой поверхности, ты обязан учитывать различные нюансы строительного характера. Когда мы занимаемся восстановлением самого мозаичного слоя, который сделан из смальты – цветного стекла или керамической плитки, – это не так сложно. Да, это кропотливо, долго, требует квалификации, но технически не очень сложно. Порой бывает гораздо труднее восстановить несущую способность поверхности, удалить наслоения различного характера, трещины и так далее. Причём часто эти проблемы не видны снаружи, а вскрываются впоследствии.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов при реставрации или минимизировать их, перед началом работ мы выходим на обследование. Это визуальный осмотр, фотофиксация, а ещё пользуемся старым дедовским способом для определения пустот и вообще состояния – берём сухую деревяшку и простукиваем ею всю поверхность. Так, на слух, определяем, в каком состоянии находится объект.– Вы выполняете работы только на грантовые средства? Кто вас поддерживает?

– Нас очень активно поддерживает министерство культуры Нижегородской области – ведётся системная работа в направлении сохранения монументального искусства. Подобные работы на уровне регионального правительства нигде системно не ведутся в нашей стране. Нижегородская область – исключение в этом смысле. Привлекаются любые средства: грантовые, регионального бюджета. А если мы говорим о мозаике в Володарске, то это средства муниципального бюджета.

У нас красивая земля, красивые вещи. Понятно, что создавать сейчас такие мозаики, как в советское время, нет необходимости. Любое искусство соответствует своему времени. Не нужно повторять то, что было. Но хранить наше богатое, многослойное, сложное культурное наследие, несомненно, следует.

 

Ссылка на первоисточник
наверх