
На прямой линии 25 ноября губернатор Глеб Никитин сообщил о планах реконструировать Дворец спорта «Нагорный». Предполагается, в частности, вернуть ему исторический облик. А каким был Дворец, когда его открыли? Это произошло 60 лет назад. На старте Дворец спорта начали строить осенью 1960 года. Праздничный митинг состоялся 20 сентября.
«На территории Центрального парка культуры и отдыха имени Ленинского комсомола в торжественной обстановке состоялась закладка большого спортивного сооружения – Дворца спорта», – сообщила «Горьковская правда».
Под звуки оркестра уложили первый кубометр бетона. Предполагалось построить целый спортивный городок. «Здесь будут воздвигнуты Дворец спорта на 3000 мест с искусственным катком, зимний плавательный бассейн, стадион на 35 тысяч мест, Дом легкоатлета, теннисные корты и другие сооружения», – рассказала газета.
Всё это предполагалось построить к лету 1963 года для проведения III Спартакиады народов РСФСР. Взяли высоту Планы изменились. Соревнования спартакиады в Горьком прошли на других площадках. А Дворец спорта открыли через пять лет после начала строительства.
В конце октября 1965 года «Горьковская правда» рассказывала: «Свод, стены блистают свежей краской. От множества розоватых кресел сам воздух кажется цветным».
Начали работать мощные холодильные установки. Огромный хладоцех, как описывала «ГП», напоминал машинное отделение линейного корабля – столько там было механизмов, резервуаров, переплетений труб.
Старший прораб Алексей Башкалин и несколько его коллег, надев коньки, первыми опробовали лёд.
Хоккейное поле сделали по международным размерам, чтобы проводить соревнования на самом высоком уровне.Директор дворца Владимир Иванов поделился, что специально для спортивной арены готовится новинка – электронное табло. Его делают на телевизионном заводе имени Ленина.
«Оператор в одном из подсобных помещений будет отстукивать на машинке переданный по телефону результат, и немедленно на табло загорятся цифры счёта и фамилия игрока, забившего шайбу», – рассказал Владимир Иванов.
Газета сообщила, что телефонная связь уже протянута. Установлены хоккейные бортики, готовы трибуны и помещения для спортсменов и артистов. Обустраиваются места продажи свежих газет и журналов, заработают 24 автомата «Вода-соки».
«К сожалению, предусматриваются всего два буфета, – сетовала «ГП». – Не маловато ли для пяти тысяч зрителей?»
Оставалось заасфальтировать всю территорию вокруг, обустроить подъезды и подход. Торопились к годовщине октябрьской революции.
«Как ни трудно, в ближайшие дни сделаем», – заверил прораб по благоустройству Куликов.
Государственная комиссия в итоге приняла Дворец спорта с оценкой хорошо.
«Лишь москвичи да киевляне могли похвалиться спортивными дворцами. Но через несколько дней будет чем гордиться и горьковчанам», – написала «ГП».
И вот 4 ноября на трибунах горьковского Дворца спорта разместились первые зрители. Это были строители. Они собрались на праздничный вечер в честь 48‑й годовщины революции. Перед ними выступили артисты Государственного ансамбля «Балет на льду».
«Так принял первых зрителей новый Дворец спорта, торжественное открытие которого состоится сегодня, – сообщила газета 6 ноября. – В ближайшие дни представления Государственного ансамбля «Балет на льду» смогут увидеть здесь тысячи горьковчан».
Дворец спорта стал крупнейшим спортивным сооружением в регионе. Ветер перемен Уже через некоторое время после открытия началась подготовка к новогодним представлениям. Газета описывала, как, затаив дыхание, дети смотрели «на лёгких, как снежинки, балерин на коньках, на великолепного Деда Мороза, на космические корабли и спутники».
Но главным, конечно же, стал спорт. Дворец спорта сделался главной ареной хоккейного клуба «Торпедо».
Кроме соревнований по зимним видам спорта на новой площадке стали проводить чемпионаты по спортивной и художественной гимнастике, первенства СССР по боксу, настольному теннису, мини-футболу.
Летом 1974 года Дворец оказался в центре событий, далёких от спорта: 3 июля по городу пронёсся смерч. Стихия бушевала всего пять минут, но последствия были страшными: в зоне разрушения оказались 216 домов, было повалено около 3000 деревьев, сброшен в Оку портальный кран, в больницу попали больше сотни человек, двое погибли.
С Дворца спорта сорвало крышу, выбило стёкла. Последствия смерча устраняли девять месяцев. Одновременно решили провести реконструкцию и модернизацию, и уже в 1975 году Дворец спорта принял чемпионат СССР по хоккею.
Ещё одно обновление прошло в 2007 году. Вместимость трибун увеличили до 5500 зрителей, по бокам возвели трёхэтажные пристрои, изменили облик фасада.
Сейчас идёт строительство ледовой арены на Стрелке. Планируется, что хоккейный клуб «Торпедо» переедет туда на следующий год. А в истории Дворца спорта «Нагорный» начнётся новая страница. «Строили в любую погоду, без выходных…» Ольга Белова участвовала в строительстве Дворца спорта. Тогда, в сентябре 1960 года, ей было 19 лет. Нижегородка хранит уникальные документы – комсомольскую путёвку, с которой пришла на стройку, и дневник со своими записями о том, что происходило на строительной площадке.Наша героиня работала на заводе имени Фрунзе. Однажды увидела объявление о наборе комсомольцев на строительство Дворца спорта. Не раздумывая решила идти.
«Технолог говорила: «Ну какой из тебя строитель, что ты там будешь делать?» – с улыбкой вспоминает Ольга Васильевна. – А я отвечала: «Я же комсомолка! Что скажут, то и буду делать».
По словам нашей собеседницы, около сотни девушек и парней собрали на пустыре. Неподалёку было лишь несколько деревянных домов. Это место называли Дунькиной деревней.
Молодёжи выдали спецодежду. Объяснили, что они будут разнорабочими. Поставили большую армейскую палатку. Она обогревалась печками. И закипела работа.«Да, это не так-то просто – копать землю. Часа через три у меня уже болели руки и спина», – записала Ольга Васильевна в дневнике.
Трудились без выходных.
«Сегодня воскресенье, но, несмотря на это, мы работали до 4‑х часов. Теперь я в бригаде каменщиков. Наша бригада будет разгружать кирпич и класть стены у Дворца спорта», – записала наша героиня 9 октября.
«Мы вставали друг за другом и передавали силикатные кирпичи по цепочке, – вспоминает Ольга Белова. – Признаться, я до этого даже слова такого не знала – силикатный. Разгружаешь машину, и руки уже не чувствуют ничего».
Работали в любую погоду.
«После обеда тут же пошли класть блоки, – записывала Ольга Васильевна. – Внезапно пошёл сильный дождь. Наша работа пошла насмарку. Раствор раскис и стекал на землю. Я вся измазалась. Немного погодя пошли в палатку. Стали сушиться у печки. Через час дождь сменился хлопьями снега. Ну и дела». Или вот ещё запись: «Погода сегодня хорошая, а после обеда пошёл сильный дождь. Не правда ли, романтично под дождик разгружать кирпич?».
Был ещё такой случай. «Утром бригадир послал меня за арматурой, – писала Ольга Васильевна в дневнике. – Я не очень представляла, что это за железки, но с удовольствием взяла какие-то бумаги и села в кабину грузовика. «Почему не прокатиться?» – подумала я. По приезде подаю эти бумаги и жду, когда начнут грузить. А мне говорят: «Ты чего ждёшь? Сама работай».
Пришлось маленькой худенькой девушке голыми руками таскать арматуру в кузов.
«Тащу эти железки по земле, они сопротивляются. Норовят мне отбить и плечи, и спину, – рассказывает Ольга Васильевна. – Не знаю, может, рабочие так меня проверяли. Но они, кажется, обалдели от моей смелости. А мне, с одной стороны, было обидно и хотелось плакать. А с другой, девушка весом 40 кг и ростом метр с кепкой справилась!..»
Наша собеседница вспоминает, что работали дружно, поддерживали друг друга. Даже Новый год на стройплощадке отпраздновали. Девушки надели красивые платья, туфли на каблуках. Парни их и не узнали!
Трудовая вахта продолжалась полгода. В апреле Ольга Васильевна вернулась на завод.
«Сейчас, проезжая мимо Дворца спорта, вспоминаю то время, – говорит нижегородка, – радуюсь и горжусь, что есть и частица моего труда, вложенная в это великолепное здание».
Свежие комментарии