Среди бизнесменов в России есть особая прослойка – социальные предприниматели. На первое место они ставят не собственную прибыль, а общественную миссию. О социальном бизнесе, предпринимательстве в целом и о личном пути к успеху мы поговорили с руководителем нижегородской региональной общественной организации людей с инвалидностью «Ковчег», амбассадором проекта «Популяризация предпринимательства» Романом Пономаренко.
Меняют мир
– Роман, создаётся впечатление, что сегодня социальное предпринимательство популярно как никогда. Так ли это? И с чем это связано? – Действительно, социальное предпринимательство активно развивается именно в последние годы. Точкой отсчёта для Нижегородской области я бы назвал 2017 год, когда при региональном минпроме был создан центр инноваций социальной сферы. Центр как раз занимается развитием и поддержкой социального предпринимательства, его популяризацией.
Когда социальное предпринимательство начало активно поддерживаться государством, туда потянулись люди.
– А что это за люди? Можно ли сказать, что у них определённый склад характера и всегда есть за плечами личная история, которая привела их в социальный бизнес?
– Если, скажем так, классический предприниматель – это про деньги, то социальный предприниматель – это, прежде всего, про социальную миссию. Сюда приходят люди не случайные. У кого-то личная трагедия, кто-то по велению сердца, много людей из сферы НКО.
Человек по природе своей всегда хочет не просто зарабатывать деньги, а делать что-то полезное, и социальное предпринимательство решает обе задачи. Социальный предприниматель не просто зарабатывает, он меняет мир к лучшему.
– Тяжело ли быть социальным предпринимателем в России? Проще иметь бизнес без социальной составляющей?– У социальных предпринимателей много возможностей для развития. Им могут предоставлять бесплатную рекламу, они могут привлекать НКО и выигрывать гранты, задействовать волонтёров.
Сейчас в Нижегородской области готовится к принятию закон о социальном предпринимательстве, которым предусмотрено большое количество мер поддержки, в том числе финансовой.
Но с точки зрения маржинальности бизнеса, он более подвержен нагрузкам, потому что социальная миссия – на первом месте.
К сожалению, пандемия показала уязвимость этого направления бизнеса. Многие оказались не готовы к кризису, не сумели справиться, вынуждены были закрываться, уйти в другие сферы, в том числе в наём. В кризис нужно уметь быстро перестраиваться, находить новые инструменты.
Когда занимаешься социальным бизнесом, важно найти золотую середину. Если сильно уйдёшь в бизнес, тогда это будет только про деньги. А если сосредоточишься только лишь на социальной составляющей, то получишь выгорание и банкротство.
Свежие комментарии