Траты на подготовку детей к школе за последний год выросли более чем на 10 тысяч рублей. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Существенный вклад в эти расходы внесли школьно-письменные принадлежности: годовой прирост по этой статье расходов – 1546 рублей, или 43%.
Производители канцтоваров не оставляют нам никаких шансов на экономию, выводя на рынок стильные ручки, яркие блокноты, красочные тетради.
Специалисты даже ввели специальный термин – эстетизация учёбы, благодаря которой все школьные атрибуты получают максимально привлекательную оболочку.
Так хорошо это или плохо? Степлеры с котиками При виде полок с канцелярскими принадлежностями разбегаются глаза. Яркие, стильные, всех возможных цветов блокноты, тетради с изображением героев любимых фильмов и мультфильмов, ручки с игрушками на колпачках, фигурные ластики в форме еды, животных, машинок, «вечные» карандаши, степлеры с котиками, плюшевые пеналы – хочется купить всё и сразу.
«Маааам, хочу пенал с Куроми (персонаж аниме, – прим. авт.)», – тянет к прилавку маму девочка лет восьми.
Если бы юная школьница выбрала обычный розовый пенал, он бы обошёлся её маме рублей в 200 – 300, а за пенал с персонажем аниме придётся выложить 500 рублей. Мама приводит аргументы, пытается подсветить красоту других пеналов, но на кассе оказывается, что ребёнок взял верх.
«В прошлом году у нас всё было розовое, в этом году – сиреневое, – закатила глаза мама третьеклассницы Виктория. – В общем и целом я не против, но искренне не понимаю, почему нельзя использовать розовые ручки, оставшиеся с прошлого года. Мои родители закупали школьные принадлежности без моего участия. В моём классе у всех были более-менее одинаковые тетради, ручки и пеналы. Радость от покупки состояла в самом факте покупки, что это что-то новое, чистенькое, не мятое».
Если в советской школе принято было быть как все, то сегодня есть чёткий запрос на индивидуальный стиль. И канцелярские товары в последние годы стали одним из его элементов.
«Канцелярские товары часто становятся способом самовыражения. Люди выбирают такие предметы, которые соответствуют их личному стилю и вкусу. Это может быть ноутбук с ярким дизайном, ручка определённого цвета или даже декоративные стикеры, – отметила психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского Ольга Баринова. – Приятные глазу канцелярские принадлежности помогают выразить свою индивидуальность и создать рабочую среду, которая отражает внутренний мир человека».
Ну а для производителей и продавцов это открыло новые перспективы заработка.
Единственное, на чём российские семьи смогли сэкономить, – рюкзак, который стал на 408 рублей дешевле. Хитрый ход По словам Ольги Бариновой, сегодняшний рынок образовательных товаров и услуг настолько насыщен предложениями, что производители стали всё чаще прибегать к эстетизации как к маркетинговому инструменту. Это позволяет выделиться среди конкурентов.
«Яркие, красиво оформленные тетради, учебники и другие канцелярские товары буквально притягивают взгляд. Визуально привлекательные предметы легко заметить на полках магазинов, и они более вероятно привлекут покупателя, – отметила психолог. – Производители планируют дизайн таких товаров с целью вызова у потребителей положительных эмоций при взгляде на них, что в итоге подталкивает к покупке».
Эстетизация учёбы позволяет продавать дороже даже канцелярию, которую невозможно нормально использовать.
«На маркетплейсе увидели фигурные ластики в виде единорогов, – рассказала мама второклассницы. – Очень красивые, дочь была в восторге, но ими очень неудобно пользоваться. Рога и ноги отлетели почти сразу, стирают плохо, но классический сине-красный ластик, который в мои школьные годы мог стереть даже ручку, дочь покупать категорически отказывается. То же самое было со старшим сыном, когда покупали ручки с топерами его любимой компьютерной игры. Они то переставали писать, то оставляли жирные кляксы». Снимают стресс Однако у эстетизации учебного процесса есть и позитивная сторона. В тетради с милым котиком не хочется делать помарок, пенал с любимым супергероем жалко терять, а за красиво оформленный рабочий стол хочется побыстрее сесть за уроки.
«Когда учебные материалы выглядят привлекательно, учащиеся могут испытывать большее желание взаимодействовать с ними», – отметила Ольга Баринова.
Справедливости ради надо заметить, это больше работает с младшеклассниками, которые только встраиваются в учебный процесс, чем с бунтующими подростками, даже если ручки и тетрадки они выбирали по своему вкусу.
Зато на эстетику падки взрослые. На рынке канцелярии огромное количество вариантов ежедневников, планеров, наборов для организации рабочего места. Например, на меня во время работы смотрит держатель для заметок в виде розовой ламы.
Специалисты объясняют, что красивая канцелярия помогает снимать стресс, которого достаточно и на учёбе, и на работе.
«Визуальная эстетика часто оказывает успокаивающее воздействие, – считает Ольга Баринова. – Когда рабочее место организовано с использованием красивых и качественных канцелярских принадлежностей, это может создавать более комфортную и расслабляющую атмосферу. Особенно это важно в условиях высокого стресса, когда даже небольшие элементы, способные снизить уровень напряжения, играют большую роль».
Ребёнку трудно противостоять соблазнам при виде ярких школьных принадлежностей, но взрослые на это способны. И всегда можно найти компромисс, если средства ограничены.
Свежие комментарии