Свежие комментарии

  • Владимир Вечтомов
    Полная чушь...Шесть самых попул...
  • ЧилиИвано
    На каждый хрен с винтом найдётся попа с заковыками.... и так далее до ♾️. Понятно только одно - нет доВерия, ; у нас ...Антинавигационную...
  • Владимир Колесников
    ЛДПР в свое время создали под руководством жирика для того, чтобы народ за КПСС не голосовал. Вот истинное назначение...Солдат из Кулебак...

Вадим Пономарёв: «Фильмы ужасов важны всем народам, как способ излечиться от своих страхов»

Вадим Пономарёв: «Фильмы ужасов важны всем народам, как способ излечиться от своих страхов»

На экраны выходит отечественный хоррор «Сёстры». Надо признать, что этот жанр в родном кинематографе пока не слишком прижился. Почему отечественные фильмы ужасов по большей части не впечатляют публику? И есть ли шанс у тех же «Сестёр» исправить ситуацию? О непростой судьбе отечественных фильмов ужасов мы побеседовали с московским кинокритиком Вадимом Пономарёвым. Поднимите веки – Надо признать, что жанр хоррора всё-таки в родном кинематографе не слишком прижился. Почему, на ваш взгляд, отечественные фильмы ужасов не удаются? Дело только в отсутствии материальной базы для достойного качества спецэффектов или есть какие-то иные причины?

– Причин множество. В советское время снимали на плохую киноплёнку, всё было скверно и со спецэффектами, и с декорациями. А без этого хоррор не снять. Партийные чиновники не слишком приветствовали фантастику и ужасы, чтобы не отвлекать рядовых советских людей от реальности заводов и фабрик, где те работали.

Но самая главная причина – кино по определению литературоцентрично. Ему нужны сценарий, история. Но в русской литературе не было своего Стивена Кинга или Эдгара Аллана По.

Единственный писатель, которого за уши можно притянуть ко всему этому, – Николай Гоголь. Его и притягивали. Первый «Вий» был снят в 1909 году (он не сохранился), потом ещё несколько раз снимали «Вия», пока в 1967 году не вышла самая удачная киноверсия Александра Птушко с Натальей Варлей и Леонидом Куравлёвым. Но и в нём главный монстр и его шестиглазая свита с костюмами из папье-маше не так страшны, как реалистическая сцена с мёртвой Панночкой, бьющейся об черту вокруг Хомы Брута под демоническую музыку Арама Хачатуряна.

А вот в сказках власти допускали некую долю ужасов от «плохих» героев. Тот же Птушко снял в 1964 году прекрасную «Сказку о потерянном времени» по истории Евгения Шварца. Выходили «Два клёна» (1977) по тому же Шварцу и «Премудрый пескарь» (1979) по Салтыкову-Щедрину, оба – явные мульт-хорроры. «Чёрная курица, или Подземные жители» (1970) с Альбертом Филозовым была достаточно страшна. Детям и от Карабаса-Барабаса с Дуремаром было страшновато…– Насколько вообще жанр фильмов ужасов востребован отечественным зрителем? И почему наши кинематографисты за него так редко брались?

– Проблема до перестройки была в том, что советский зритель и не видел лучших мировых образцов фильмов ужасов! Ему показывали иногда фильмы про акул, откусывающих у людей конечности, или он мог догадываться по «Собаке Баскервилей» Конана Дойля о существовании такого жанра.

И уже перед самой перестройкой, в 1987 году, вышел гениальный фильм Сергея Говорухина «Десять негритят» по Агате Кристи, идеально снятый по лучшим лекалам Голливуда.

А вот с началом перестройки хлынули видеокассеты с американским жанровым кино, и тут-то большую часть экранов видеосалонов заняли именно фильмы ужасов вроде «Ужасов в Амитивилле» и «Изгоняющего дьявола», не говоря о «Техасской резне бензопилой». То есть людям нужно было это! Так что практически сразу их начали снимать в России, практически на коленке и без бюджетов.– Бытует мнение, что фильмы ужасов в большей степени востребованы в благополучном обществе, где своих кошмаров не хватает. Насколько справедливо такое утверждение?

– Нет, я не согласен с этим мнением. Фильмы ужасов важны всем странам и всем народам, как способ излечиться от своих страхов. Но есть нюансы. В странах, где идёт или только что кончилась война, не очень охотно смотрят истории про войны. В странах, где жестокая преступность, – не очень готовы смотреть кино про расчленёнку.

А вот мнение о том, что снимаются лучшие киноужасы в странах, где население полно фобий и комплексов, поддержу.

Поэтому в США, где люди наэлектризованы обязанием успеха всегда и во всём, или в Японии и Южной Корее с их обычаем скрывать свои чувства и жёсткой иерархичностью общества, – снимаются отличные фильмы ужасов.

Главная героиня «Сестёр» Аня годами страдает от агрессии мужа и пытается оградить от этого ужаса маленького сына. А когда осознаёт, что помогать ей никто не собирается, обращается к мистическим силам.

Главную роль сыграла Ирина Старшенбаум, которая также взяла на себя и обязанности креативного продюсера. По словам бывшей подруги Александра Петрова, съёмки в этом проекте были самыми сложными в её актёрской карьере. Ирина даже назвала новую роль своеобразной исповедью. Партнёром Ирины стал Никита Ефремов, с которым её связывает многолетняя дружба.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх