Многие с тревогой восприняли известие о выходе России из Болонской системы. Она предполагала двухступенчатое образование – четыре года бакалавриата и при желании два года в магистратуре, причём даже в Европе. Лишатся ли студенты теперь этой возможности? Будет ли отменён ЕГЭ? И какие ещё изменения ждут систему высшего образования в России?
Об этом и о многом другом мы поговорили с доцентом Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равилем Асмятуллиным. Вышли из-за парты – Сейчас активно ведутся дискуссии – нас выгнали из Болонской системы из-за санкций или мы сами ушли?– Выгнали нас или мы сами ушли – не так важно, как то, что с этим теперь делать. Можно посмотреть на ситуацию как на возможность устранить отрицательные стороны Болонского процесса и создать новую систему. Положительного в текущей ситуации, конечно, мало, но и то отрицательное, что есть – не катастрофично.– Означает ли выход из Болонской системы возврат к советской системе образования?
– Нет, не означает. Болонский процесс связан не столько с системой образования (и её уровнями), сколько с механизмами сближения европейских стран для облегчения мобильности студентов, преподавателей и учёных разных стран. Возврата к советской системе не ожидается, массового перехода на специалитет не будет. Для этого нет реальных оснований. Направления, где нужно было оставить пятилетнее обучение или дольше, мы оставили – медицинские направления, инженерные, сфера искусства и другие.– В связи с этим какие изменения последуют в вузах в ближайшее время?
– Первые изменения коснутся, прежде всего сотрудничества с европейскими вузами, программами обмена, стажировок. Изменений, связанных с модернизацией системы образования, стоит ждать через пару лет. Такой переход и фактически, и юридически в очень сжатые сроки невозможен. Скорее всего, будет плавный поэтапный переход. А какая будет система – зависит от решений сверху. Сейчас активно обсуждается вариант 2+2+2, чтобы придать двухступенчатой модели бакалавр-магистр большую гибкость. Такой подход предполагает в первые два года изучение общих дисциплин, затем на третьем курсе студент сужает свою специализацию. Далее можно добавить ещё два года магистратуры, чтобы скорректировать при необходимости свою специализацию – выбрать другую, смежную, или углубляться далее. Многим трудно выбрать профессию сразу после окончания школы, и такая система позволит присмотреться и придаст большей гибкости. Мировой разум – Принесёт ли отказ от Болонской системы проблемы с признанием двойных дипломов и поступлением в магистратуру за рубежом?
– Болонская система – это не весь мир, а прежде всего Европа. Но мировой образовательный рынок не ограничивается только Европой. Те же США, Китай или Япония не участвуют в Болонском процессе, что не мешает им развивать международное сотрудничество в сфере образования, принимать иностранных студентов и направлять своих студентов за рубеж. Россия остаётся интегрированной в мировую систему образования, так же как и другие страны за пределами Европейского региона.
Кроме того, Россия находится на пятом месте в мире по числу иностранных студентов. Хотя большая часть студентов приходится на страны СНГ, в России обучается много студентов из Китая, Индии, арабских стран, Азии, из африканских стран (больше всего из Нигерии), есть представители и Латинской Америки. Поэтому Россия – важный участник мирового образовательного пространства. Что касается двойных дипломов – ряд программ пострадали из-за решений европейских стран о приостановке сотрудничества, что случилось до исключения российских вузов из Болонской системы. Для вузов, которые решат сохранить сотрудничество по совместным программам, появятся дополнительные формальные трудности.– Многие полагают, что следующим шагом станет отказ от ЕГЭ…
– ЕГЭ не связан напрямую с Болонским процессом. Скорее всего, ЕГЭ надолго с нами останется, поскольку он даёт возможности для удобного поступления в вузы.– Не приведёт ли отказ от Болонской системы к ухудшению качества образования?
– Поскольку Болонский процесс связан прежде всего с мобильностью, а не с самой системой образования, то ухудшения качества ожидать не стоит. В масштабах всей страны как внутрироссийская, так и международная мобильность наших студентов и преподавателей (в плане обмена с европейскими вузами) была на очень низком уровне (за исключением нескольких крупных вузов, например, РУДН или ВШЭ).
К ухудшению качества выход из Болонского процесса вряд ли приведёт. На качество образования напрямую повлияет та новая система, которая будет разрабатываться.
Свежие комментарии