На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

200 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Вообще то министром обороны уже был табуреткин-экономист яко быМинистерство обор...
  • А Кудасов
    А для фельдшера такой отдельно или забыли?Глеб Никитин позд...
  • Вовладар Даров
    Сначала в спектакле обсирает власть, потом сбивает человека на смерть, а теперь просит УДО? С мозгами все у него в по...Адвокаты объяснил...

Торговый Дом «Семёновская роспись»

С потешками по жизни «Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать.

А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок». Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам. Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек. Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки. А вот что писала пресса об игрушечниках артели. «Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937). Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки. Игрушка государственного уровня В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова. А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные! 1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон. В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт. В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе. «Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна». В конце статьи преподносится перспективную новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки. В некотором экспериментальном царстве… Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован. После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись». С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором. Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только на в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка». С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу. В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало. Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов. – Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова. Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году. – Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек… В 1966 была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов. – Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили. Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.  Лука Васильевич Котиков создал невероятное количество «потешек с секретом». Одно движение приводило в действие сразу несколько скрытых механизмов – и крутилась меленка, двигалась повозка и ее пассажиры, энергично махали молотами кузнецы, шевелили лапками и кланялись забавные звери… Но не только игрушкой занималась семёновская художественно-экспериментальная фабрика. Здесь первыми в стране возобновили выпуск сувениров из забытых природных материалов и из бересты, восстановили производство федосеевской игрушки, возрождали традиции резьбы ковшей и братин, мозаики. Семёновской матрешке100 лет Нынешний год для предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» богат знаковыми юбилеями. Сто лет знаменитой семёновской матрёшке, 90 – самой «Семёновской росписи»; пять лет отмечает созданный при предприятии «Музей матрёшки и деревянной игрушки». А еще есть юбиляры года, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю фабрики – замечательные люди, жизнь и деятельность которых была тесно связана с игрушкой, матрёшкой и «Семеновской росписью». МАТРЁШКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ В Монреале на Всемирной выставке «Экспо-67» представили другую космическую матрёшка от Романа Пчелкина – расписную ракету с космонавтами внутри. Некоторые игрушки из изобретенных Романом Пчелкиным перечислены на сайте «Нижегородские промыслы: прошлое и настоящее». На фото слева направо: Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин, Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова Семёновской матрешке 100 лет Нынешний год для предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» богат знаковыми юбилеями. Сто лет знаменитой семёновской матрёшке, 90 – самой «Семёновской росписи»; пять лет отмечает созданный при предприятии «Музей матрёшки и деревянной игрушки». А еще есть юбиляры года, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю фабрики – замечательные люди, жизнь и деятельность которых была тесно связана с игрушкой, матрёшкой и «Семеновской росписью». С потешками по жизни «Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок». Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. Лука Васильевич Котиков создал невероятное количество «потешек с секретом». Одно движение приводило в действие сразу несколько скрытых механизмов – и крутилась меленка, двигалась повозка и ее пассажиры, энергично махали молотами кузнецы, шевелили лапками и кланялись забавные звери…  Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам. Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек. Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки. А вот что писала пресса об игрушечниках артели. «Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937). Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки. Игрушка государственного уровня В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова. А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные! 1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон. В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт. В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе. «Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна». В конце статьи преподносится перспективную новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки. В некотором экспериментальном царстве… Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован. После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись». С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором. Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только на в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка». Но не только игрушкой занималась семёновская художественно-экспериментальная фабрика. Здесь первыми в стране возобновили выпуск сувениров из забытых природных материалов и из бересты, восстановили производство федосеевской игрушки, возрождали традиции резьбы ковшей и братин, мозаики.  С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу. В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало. Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов. На фото слева направо: Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин, Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова – Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова. Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году. – Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек… В 1966 была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов. В Монреале на Всемирной выставке «Экспо-67» представили другую космическую матрёшка от Романа Пчелкина – расписную ракету с космонавтами внутри. Некоторые игрушки из изобретенных Романом Пчелкиным перечислены на сайте «Нижегородские промыслы: прошлое и настоящее». - Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили. Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх