«Появление социальной инфраструктуры стало косвенным признанием неадекватности существующей системы социальных, экономических и политических отношений», — заявил профессор, д.соц.н., заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского Сергей Судьин, комментируя вопрос переформирования социальной среды в регионах страны.
Растущая популярность социальной архитектуры как таковой, активизация разговоров о ней и неуклонное расширение сфер ее применения являются косвенным признанием неадекватности существующей системы социальных, экономических и политических отношений. Судя по всему, время ушло далеко вперед и надо что-то делать. Есть повод задаться двумя вопросами. Во-первых, в какой момент произошло накопление критической массы противоречий, актуализировавших в конце концов запрос на социальную архитектуру. И, во-вторых, насколько социальная архитектура как социальная технология в принципе способна снять накопившиеся противоречия.С первым вопросом, на мой взгляд, все понятно. Это случилось давно. Рискну предположить, что это происходит сразу, как только устанавливается и стабилизируется какая-либо система регулирования, например, административных взаимодействий. Актуальная на тот момент, она не в состоянии трансформироваться со скоростью социальных изменений и из стабилизатора и регулятора постепенно превращается в тормоз, обюрокрачивается и всем мешает жить, нередко полностью извращая первоначальный смысл своего появления на свет. Примеров – уйма.
Со вторым вопросом куда сложнее. В какие сферы зайдет социальная архитектура?
Куда ее пустят? Где разрешат «социально поархитектурить»? Кто будет определять KPI социальной архитектуры и ответственность социальных архитекторов? Что делать при возникновении неизбежных противоречий с более серьезными документами, например, с административными регламентами? Они, при всей их важности, иногда очень мешают и без их изменений любая архитектура теряет всякий смысл.Однако сам факт признания роли социальной архитектуры в преобразовании физического и социального пространства необходимо расценивать как добрый знак. Прежде всего, это свидетельство растущего доверия государства к гражданскому обществу как генератору инициатив и попытка спросить у народа, что ему надо.
Свежие комментарии