Телефонные разговоры уходят в прошлое. Исследования показывают, что люди всё чаще предпочитают общаться в мессенджерах и социальных сетях. Звонки же, особенно с незнакомых номеров, не только раздражают, но и вызывают страх и даже физическое недомогание. Почему так происходит и могут ли разговоры по телефону окончательно кануть в Лету?
Не алё На прошлой неделе я случайно набрала номер подруги, решила не отменять вызов и поболтать, а услышала встревоженное: «Привет, что случилось?». В этот момент я поняла, что для звонка человеку, счёт дружбы с которым разменял второй десяток, мне нужен очень веский повод.
«Единственный человек, с которым я разговариваю по телефону, – это моя бабушка, – призналась она. – Даже с мамой, которая до последнего держалась за свой кнопочный телефон, мы уже перешли на мессенджеры».
Кажется, что жизнь стала настолько стремительной, что для телефонного звонка в ней просто нет времени.
«Я могу работать, смотреть фильм или гулять с ребёнком, а параллельно переписываться. Это удобно и мне, и собеседнику, каждый из нас находит конкретно ему комфортное время для ответа, если вопрос не срочный, – говорит другая подруга Катя. – Переписка не требует того, чтобы я включалась моментально в суть, я сама решаю, когда я готова переварить информацию, которую мне транслирует собеседник».
В результате звонок от близкого человека – это сигнал, что случилось нечто такое, что требует немедленного ответа, скорее всего, плохое. Такой звонок стремительно поднимет уровень тревоги.
«Мне кажется, звонки нужны для чего-то срочного – это актуально не только для личной жизни, но и для работы, – говорит Кирилл. – Современные люди живут, не выпуская смартфона из рук. Вероятность того, что человек пропустит какое-то важно-срочное рабочее сообщение, сводится к нулю, разве что он игнорирует намеренно. У меня три рабочих чата. В каждом из них более десятка человек. Если бы они все мне звонили, я бы сошёл с ума». Это спам Исследования доказывают, что телефонные разговоры медленно, но верно уходят в прошлое. Первыми канут в Лету звонки с незнакомых номеров.
Как показал опрос Superjob, только трое из 10 россиян всегда отвечают на звонки с незнакомых номеров. Каждый второй в такой ситуации иногда берёт трубку, если, к примеру, ждёт звонка, или иногда по инерции. Каждый шестой не отвечает на телефонный звонок с неизвестного номера, опасаясь мошенников.
Любопытно, что среди мужчин больше тех, кто всегда отвечает на звонки с неизвестных номеров. Чем старше россияне, тем меньше среди них людей, которые всегда берут трубку, если на экране высветился неизвестный номер.
«Интересно, что чем выше уровень дохода, тем больше вероятность того, что человек ответит на звонок с неизвестного номера: всегда берут трубку 36% россиян с зарплатой от 100 тысяч рублей и только 19% среди зарабатывающих менее 50 тысяч рублей в месяц. Те, кто больше получает, чаще имеют возможность подключить себе услугу «Антиспам», – сообщает SuperJob.
Нежелание отвечать на звонки с незнакомых номеров понятно. Ведь на том конце провода либо предложение кредита или нового тарифа, либо звонок «из службы безопасности» от мошенника.
Однако всё чаще речь идёт о том, чтобы свести любые телефонные разговоры к минимуму. Лучше пиши Исследование, проведённое зарубежной компанией Uswitch, показало, что около четверти орошенных людей в возрасте от 18 до 34 лет никогда не отвечали на входящие звонки, поступавшие на их телефон. Они сначала игнорируют вызов, а потом отвечают звонившему при помощи текстового сообщения.
Половина опрошенных объяснили, что не хотят отвечать на телефонный звонок, потому что боятся услышать плохие новости. При этом 70% заявили, что предпочитают общаться при помощи мессенджеров, а ещё около 40% опрошенных – при помощи голосовых сообщений.
При этом люди в возрасте от 35 до 54 лет лояльнее относятся к телефонным разговорам. А вот уже другое – британское – исследование показало, что 76% тех, кому за 30, чувствуют себя физически плохо, когда приходится отвечать на звонки.
Неприятие телефонных разговоров, говорят эксперты, – результат одновременного активного развития гаджетов и социальных сетей и мессенджеров. Незаметно для нас пропала сама привычка общаться по телефону, но появился страх перед телефонными переговорами. Его ещё в 2000‑х годах заметила канадская предпринимательница Мэри Джейн Коппс. Она создала консалтинговую компанию, которая занялась избавлением людей от «телефонной фобии».
«Сейчас действительно существует дисбаланс в плане предпочтения сообщений обычным телефонным звонкам. Часто даже развиваются страхи и неврозы, – отметила психолог Анна Митрофанова. – Одна из причин – преобладание клипового мышления у современного поколения, при котором трудно целостно работать с информацией. Сообщения позволяют делать это фрагментарно, давая время для анализа происходящего. Второе – повышение важности понятия «личные границы». Сообщения позволяют снизить количество личных контактов с людьми, не входящими в близкий круг общения. При этом передача и приём информации происходят в нужном объёме. Ещё одна причина – огромное количество информационного «шума», при котором мозг пытается как-то защититься и успевать восполнять ресурсы. Сообщения позволяют не думать об интонациях, качестве связной речи и возможных лишних данных при решении какой-либо задачи».
Умение вести телефонные переговоры – важный навык, поскольку, как бы то ни было, такое общение полностью никогда не пропадёт. И если человек испытывает настоящий страх перед необходимостью кому-то позвонить, это может стать серьёзной проблемой. Психологи советуют сделать телефонные разговоры частью своей жизни, созваниваясь регулярно с близкими людьми. Тогда и деловой звонок не будет вызывать отторжения.
Свежие комментарии