Все новое — это хорошо забытое старое. На протяжении многих веков музыканты, писатели и художники обращались к творчеству и опыту своих предшественников и переосмысливали уже созданные произведения, придавая им новые штрихи, используя новые инструменты, изменяя формат. Новые формы, старые смыслы К понятию архива и поиску новых смыслов обратились кураторы в новом проекте, который стартовал в минувшие выходные в пространстве ЦЕХ* в Нижнем Новгороде.
Художники по-новому интерпретируют архивные материалы, что меняет восприятие работ, созданных в разные годы. В этом проекте произведения обретают новое звучание — цифровые работы получают физическое воплощение, а аналоговое искусство преображается с помощью современных технологических инструментов.
Организаторами выставки «Формат был изменен» выступили галерея Anna Nova (Санкт-Петербург) и нижегородская студия dreamlaser.
Как отметила основательница галереи Anna Nova Анна Баринова, это первый проект в истории, когда художники, которые работали в разных медиумах, начиная с 2005 года, соединяются в таком формате.
«Произведения художников обретают новые формы и визуально-эмоциональное восприятие, сохраняя все смыслы, которые изначально были заложены, — рассказала Анна Баринова. — Задача стояла непростая — показать эмоциональный проект, используя цифровые возможности. Благодаря профессиональному подходу кураторов и команде dreamlaser вместе с галереей Anna Nova, мне кажется, у нас все удалось».Проект получился по-настоящему международным — художники разбросаны по всему миру: от Грузии до Японии. Авторы работали с архивными работами, которые были переосмыслены с помощью новых технологий.
По словам куратора выставки Артема Мороза (Anna Nova), суть художественного произведения получает продолжение в новом формате.
«Архив проходит через технологическую трансформацию, обретая новый масштаб, ритм и телесность. Возникает среда, которая не просто объединяет произведения, но и обращается к зрителю напрямую», — пояснил Артем Мороз.
Как отметила куратор Анна Гагарина (dreamlaser), в пространстве выставки художественные и технические решения возникают одновременно, влияя друг на друга.
«Мы формируем подход, при котором технология перестаёт быть средством репрезентации и становится инструментом, который художник использует как живой медиум. Задача dreamlaser создавать условия, при которых технологии становятся не оформлением искусства, а средой, в которой рождаются новые формы высказывания», — добавила она.
Путешествие во внутренний мир В экспозиции участвуют 11 художников галереи Anna Nova, с которыми арт-пространство работало последние 20 лет.
Самая ранняя работа Paint датирована 2005 годом. Ее автор — представитель ленинградского нонконформизма Боб Кошелохов. 20 лет назад художник экспериментировал с графическим редактором, создавая яркие экспрессивные картинки с помощью примитивных технических инструментов. Теперь его зарисовки стали своеобразным каталогом воспоминаний и эмоций, где визуальные элементы вступают в ассоциативные и смысловые связи.Одна из самых личных работ — инсталляция «Архипелаг симптомов» Ильи Федотова-Федорова. Художник родился с редкой аномалией почек, схожей с состояниями, наблюдаемыми у рептилий и земноводных.
Большую часть детства и юношества Илья провел в больнице. В какой-то момент он перестал воспринимать себя как человека в привычном понимании, идентифицируя себя «иным биологическим существом».
В масштабном проекте задействованы более 100 снимков из его личного медицинского архива — рентгенограммы и результаты УЗИ. С помощью нейросетей они превратились в новые мифические организмы, рожденные из частей художника. Танец как ритуал Авторы обращаются и к личным воспоминаниям. Так, сюрреалистическая работа Dance floor Анны Андржиевской вдохновлена образом бабушек, танцующих в париках. В инсталляции они превращаются в гротескных фантазийных существ, исполняющих ритуальные танцы. Зритель, попадая в магическое пространство, становится частью этой экосистемы, начинает мысленно совершать этот ритуал вместе с ними.Еще одна работа-погружение представлена художником Федором Хиросигэ. Образ танцующей леди-гриба возник в личной мифологии автора, а серия графических скетчей превратилась в медитативную инсталляцию. Работа поражает своей мрачной и одновременно светлой эстетикой. В темном помещении на черном экране танцует хрупкая балерина со шляпкой гриба вместо головы.
«Танец здесь — это форма манифеста: отказ от жесткой телесности, преодоление границ, растворение в ритме», — так кураторы описывают работу. Между реальным и виртуальным В некоторых работах digital-арт обретает физическую форму.
Художница Юлдус Бахтиозина известна своими портретами русалок и демонов. В работе «Игра в русалку: «Пойдем со мной, там хорошо», представленной на выставке, мифический персонаж выступает одновременно геймерским аватаром и древним архетипом.
В центре инсталляции — хвост русалки, опутанный проводами. По задумке автора, она подвешена, но не поймана. На заднем плане размещены экраны, на которых отображается пользовательский интерфейс в компьютерной игре. Русалка как бы заманивает зрителя, зовет его в «зону между фантазией и отсутствием — туда, где больше не нужно выбирать».Медиа-инсталляция Егора Крафта Link заставляет зрителя почувствовать себя где-то между реальностью и киберпространством. Это и физический объект — рамка, которая существует здесь и сейчас, и URL-ссылка, отсылающая нас в виртуальный мир.Проект «Формат был изменен» стал символичным как для студии dreamlaser, так и для галереи Anna Nova — им исполнилось по 20 лет. К слову, пространство ЦЕХ* также отметило свой 5‑летний юбилей.
Как заметили организаторы выставки, этот проект — не подведение итогов, а совместное движение в сторону новых форм и смыслов. И формат действительно был изменен.
Свежие комментарии