На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

207 подписчиков

Свежие комментарии

  • Харченко Александр
    Всеравно зима придёт неожиданноДорожники готовят...
  • Виктор Александров
    Уважаемые «Нижегородская правда»! Кто такой «образовательный интенсив»? Что за «Школа волонтера, тренинги»? И, о ужас...Стартовал образов...
  • Модест
    Но сурово брови мы насупим, Если враг захочет нас сломать...Посол России в СШ...

101-летняя Екатерина Лобанова из Ковернинского округа больше 50 лет проработала в начальной школе

В жизни Екатерины Михайловны Лобановой было многое из того, о чём написано в учебниках истории России: раскулачивание зажиточной родительской семьи, служба в армии во время Великой Отечественной войны, война с Японией, строительство железной дороги на Кольском полуострове. Более полувека она проработала в начальной школе, воспитав не только по книжкам, но и на собственном примере сотни учеников, многие из которых и сейчас приходят к любимой учительнице в гости.

Дочь старовера Родилась Екатерина Михайловна в 1922 году в деревне Кротово Ковернинского района в многодетной семье староверов. Была она самым младшим ребёнком. Детей было девять, трое умерли от дизентерии. Всё её детство – сплошная работа.

«У моей семьи было большое хозяйство: корова, лошадь, овцы, очень много земли, летом растили зерно, а зимой отец делал валенки и обменивал их на продукты, – вспоминает Екатерина Михайловна. – В соседнем Тарасове была сапоговаляльная фабрика, работавшая в три смены, но там делали очень тяжёлые валенки, а у папы были ручной работы, мягонькие, сделанные на своих колодках».

Екатерина Михайловна помнит, как их семья попала под раскулачивание.

«Земли было много, сами не успевали обрабатывать и убирать урожай, нанимали людей, расплачивались с ними продуктами, поэтому нас записали в кулаки, – рассказывает она. – Пытались отправить на Соловки, но в последний момент оставили. Отца заставили записаться в колхоз. А он был очень верующим. Не дай Бог молочка в пост выпить! В горнице был иконостас со множеством икон, но в этой комнате можно было находиться только по праздникам. Отец был большим тружеником: дом построил в одиночку, сам привозил брёвна огромного диаметра. На праздники приглашал много народа, но сам никогда не пил и не курил. И был очень суровым».

Дочь Екатерины Михайловны вспоминает, как однажды в гостях у дедушки получила во время обеда деревянной ложкой по лбу.

«Когда мы ели суп из общего блюда, мне в ложку попался кусочек мяса, а его можно было доставать, только когда дедушка постучит ложкой по блюду – я этого не знала, – рассказывает она. – И ещё дедушка был очень недоволен, что мы, его внуки, некрещёные, перед обедом не молимся». На войну в 20 лет Окончив восемь классов в ковернинской школе, Екатерина Михайловна поступила в педучилище в Семёнове, успела поработать в школе. А в ноябре 1942 года её призвали на службу в армию. Было ей 20 лет.

Она попала под Бронницы в 28‑й отдельный зенитно-пулемётный батальон, задачей которого было сбивать самолёты, подлетавшие к Москве. Заведовала складом с оружием, стояла на посту. Всю войну она провела в Бронницах. После Победы была направлена на войну с Японией. Вернулась домой в октябре 1945 года, и через три дня к ней обратилась заведующая школами района с просьбой выйти на работу: в деревне Шишино не было учителя.

«Каждый день мама ходила в школу пять километров через лес, – рассказывает её дочь. – Потом поменялась с другой учительницей и стала трудиться в тарасовской начальной школе. Работе с детьми она посвятила более 50 лет жизни».

В 1947 году Екатерина Михайловна вышла замуж – её супругом стал Сергей Павлович Лобанов, фронтовик, старший лейтенант медицинской службы, который работал фельдшером. Молодая семья поселилась в доме мужа в Тарасове. Когда его отправили нести медицинскую службу на Кольский полуостров, где строили железную дорогу, Екатерина Михайловна поехала вместе с ним. Дочку оставили с сестрой отца в Тарасове. Потом их направили в Монголию, где родилась их вторая дочь. Вернувшись, остались жить в Тарасове, обзавелись хозяйством. В семье было уже трое детей – две дочери и сын.

«Зарплаты были очень маленькие, жили натуральным хозяйством – держали корову, телёнка, поросёнка, выращивали овощи на огороде, – говорит дочь нашей героини Лариса Сергеевна. – Мы все, трое детей, учились у мамы в начальной школе. Окончив среднюю хохломскую школу, продолжили учёбу: старшая сестра выбрала педучилище, я – политех, брат – мединститут. Было в нашей семье и большое горе – моя старшая сестра после распределения в Иркутск попала в аварию и вскоре умерла. Мои родители вырастили её двоих детей. Рано ушёл из жизни и мой папа, сказались фронтовые ранения».

В Нижегородской области проживает более 15 тысяч долгожителей, из них 161 человек – старше 100 лет. Связь поколений Екатерина Михайловна много лет проработала в тарасовской начальной школе. Когда её дети и внуки разъехались, до 95 лет жила одна, не хотела переезжать из Тарасова. И только когда состояние здоровья ухудшилось, согласилась зимовать у дочери в Нижнем Новгороде. Но в апреле они неизменно возвращаются вместе в родную деревню, где живут до глубокой осени.

И сейчас к Екатерине Михайловне в Тарасово приходят её ученики. Самым первым – далеко за 70. Они приносят подарки, вспоминают школьные годы, передают приветы.

1 июля, когда Екатерине Михайловне исполнился 101 год, в гости к педагогу приехал и глава местного самоуправления Ковернинского округа Олег Шмелёв, вместе с ним – юные участники «Движения Первых». С огромным интересом рассматривали ребята пожелтевшие фотографии из семейного альбома Екатерины Михайловны, по которым можно изучать историю.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх