16 локаций, тысячи зрителей, много света и музыки. На четыре дня Казань превратилась в резиденцию медиаискусства — 50 художников из 20 стран представили свои работы на фестивале НУР. Название фестиваля неслучайно: НУР в переводе с татарского — «свет, луч», а аббревиатура расшифровывается как «новая уникальная реальность.
»В этом году НУР проходит в Казани уже в пятый раз. По словам организаторов, юбилейный фестиваль намного масштабнее, чем в предыдущие годы.
«Раньше инсталляции были сосредоточены в центре Казани, — рассказала директор по партнерам фестиваля Эллина Рахимзянова. — В этом году мы разбили локации на три кластера в разных частях города, чтобы людям было комфортнее и удобнее передвигаться».
Расширилась и география фестиваля. В историческом парке «Россия — моя история» в рамах НУР прошла выставка цифрового искусства NUR NOW. Культура, связь и технологии Концепция выставки основана на переплетении культуры, связи и технологий. Как отмечают организаторы фестиваля, культурный пласт играют ключевую роль в формировании человеческой идентичности и системы ценностей, передаваясь через различные формы общения. А современные технологии усиливают связи между людьми, обеспечивая мгновенный обмен идеями и опытом независимо от расстояния. Такой симбиоз открывает новые формы самовыражения и расширяет восприятие мира.Выставка цифрового искусства объединила художников из России, Японии, Португалии, Хорватии, Дании, Аргентины и США. В каждом из 17 залов на экранах представлены работы, созданные с помощью искусственного интеллекта в самых разных стилях и жанрах.
В середине экспозиции — полнокупольная инсталляция, созданная медиахудожниками в партнерстве с Т2. Все работы объединены общей темой — технологии становятся не только средством коммуникации, но и инструментом для создания и распространения искусства, тем самым способствуя диалогу между художником и зрителем.
«Как технологичный оператор, T2 стремится поддерживать интерес к культурным городским инициативам и делать современное цифровое искусство доступнее и ближе», — отмечают в компании.
Вторая часть выставки под кураторством комьюнити Березового промпта посвящена исследованиям взаимодействия русской идентичности и русского языка с искусством и искусственным интеллектом, а также поиску идентичности в технологичном мире.
Так, Миша Надымов пишет промпты на русском языке в нейросети, которая понимает только английский. Художник исследует, как искажается образ, когда смысл переходит через языковую границу.Валерия Титова в своем медиа-исследовании «Психея 3.0» рефлексирует на тему уязвимости и самопредъявления в цифровую эпоху. По словам художницы, русский язык звучит как тревожное дыхание, нейросети становятся проводником внутренних состояний, а зритель — не просто наблюдатель, а часть цикла. Слышать картинку, видеть музыку В здании «Казанской ярмарки» свои работы представили JesterN (Альберто Новелло) из Италии и Андре Свибович из России.
Инсталляция Blacklight X Альберто Новелло создал, вдохновляясь работами нидерландского художника Мариуца Эшера — одного из ярких представителей имп-арта, исследовавшего восприятие сложных трехмерных объектов.
В работе Альберто Новелло лазеры движутся по поверхности, покрытой фоточувствительной краской, создавая причудливые образы и геометрические формы.
«Одновременно вы видите движение лазера и слышите тот же самый сигнал, но только в виде звука, — рассказывает JesterN. — Я люблю говорить о своей работе следующее: вы слушаете лазер и видите музыку». Аудиовизуальный художник Андре Свибович известен российскому зрителю — в этом году он представлял свой перформанс на фестивале INTERVALS в Нижнем Новгороде. В Казани Андре Свибович показал работу под названием SOP. В названии заложены сигнальные операции — звук и графика. Зрители смогут прочувствовать, что значит слышать изображение и видеть аудиосигнал. Свет во тьме Одной из самых необычных локаций фестиваля стала заброшенная подземная галерея, расположенная в самом центре города — на улице Баумана. Там инсталляции представили команда SILA SVETA, известная по своим работам «Точка сингулярности», представленной на фестивале INTERVALS и выставке «Цифровые надежды» в пространстве ЦЕХ* в Нижнем Новгороде, а также международный коллаб media.tribe.
Под землей, в полумраке инсталляции смотрятся особенно эффектно. Название инсталляция SILA SVETA «Light is dead» буквально говорит само за себя. В центре пространства — гора использованных световых приборов. Они все еще мигают и мерцают, но их время уже прошло.
«Это не просто техника – это метафора идей, которые были на пике, но оказались забыты в погоне за новым. Light is dead стала реакцией на бесконечную технологическую гонку, где даже самые яркие идеи быстро устаревают.», — говорится в аннотации к работе. Media.tribe представил инсталляцию REFRACTIONS — эксперимент с восприятием, где свет и форма теряют привычные очертания. Расширить границы восприятия Новыми красками заиграла вечером Спасская башня казанского кремля. Одна за другой сменялись аудиовизуальные инсталляции художников, созданных в коллаборации с партнерами фестиваля — Т2, Т‑Банк, Сибур и Дзен. Так, творческая команда Меtafora в проекции Dzen Signa оживила медиабашню, принимающую и транслирующую сигналы о событиях фестиваля НУР. В мэппинге мультимедиа-студии formate х Т2 Спасская башня превратилась в большой передатчик, способный транслировать сигнал на универсальном языке искусства. А Mew studio совместно с Т‑банком показали, как цифровые решения стирают границы реальности и проникают в разные сферы жизни.
6+
Ранее на сайт pravda-nn.ru рассказывал, что посмотреть на выставке «Цифровые надежды» в пространстве ЦЕХ* в Нижнем Новгороде.
Свежие комментарии