На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Maxim
    В ГУЛАГ, в Заполярье..Главе Нижнего Нов...
  • Александр Данилов
    Значит умирать будет народу еще больше и еще быстрееВ нижегородских п...
  • Надежда Белугина
    Очень хотела посмотреть этот фильм, знала, что Кончаловский внесёт свой взгляд на героев фильма, личное отношение к т...Кинокритик Понома...

Эксперты выяснили, как россияне воспринимают героев классической литературы

Современные россиянки видят положительного партнёра в Пьере Безухове и Петре Гринёве и опасаются встречаться с такими, как Родион Раскольников и Евгений Онегин. Большинство мужчин одновременно притягивает и отталкивает булгаковская Маргарита.

Новое исследование о восприятии жителями страны персонажей русской классики показало, как меняется подход женщин и мужчин к построению отношений.

Нюансы разобрали вместе с экспертами. Мадонны и блудницы Как показало совместное исследование книжного сервиса «Строки», дейтинг-сервиса Twinby и холдинга «МТС Медиа», самым настораживающим мужчиной с книжных страниц россиянки назвали Родиона Раскольникова. На втором и третьем местах – Евгений Онегин и Илья Обломов.

У молодых россиянок 18 – 24 лет в антилидерах Обломов и Онегин, а также Тихон Кабанов и Печорин. В исследовании говорится, что поколение Z видит в этих персонажах отталкивающие инфантильность, пассивность и эмоциональную закрытость.

Наиболее положительными примерами женщины назвали Пьера Безухова, Петра Гринёва и Андрея Болконского.

У мужчин в лидерах антирейтинга – Анна Каренина. Следом идут Маргарита и Соня Мармеладова. Любопытно, что Маргарита стала также лидером рейтинга привлекательных женщин. Эксперты называют это проявлением комплекса «Мадонны-блудницы». С одной стороны, мужчины восхищаются силой, свободой и чувственностью, с другой – опасаются такой женщины.

В тройке женщин-примеров, помимо Маргариты, Наташа Ростова и Татьяна Ларина.

При этом 43% женщин и 37% мужчин не ассоциируют себя ни с одним персонажем классики.

19% россиянок ассоциируют себя с булгаковской Маргаритой.

Поставили оценки Как отметил заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского, доктор социологических наук, профессор Сергей Судьин, результаты исследования подтверждают давнюю мысль, что искусство отражает реальную жизнь.

«Об этом свидетельствует не только способность большинства респондентов ассоциировать себя с каким-то героем, находить в нём что-то привлекательное или отталкивающее, но и понимание того, что персонажи классической литературы от них уже очень далеки, – сказал профессор. – Другими словами, искусство меняется вместе с жизнью в попытках отражать её максимально актуально».

Однако к возможности адекватной оценки морально-нравственных качеств героев и антигероев классической эпохи эксперт относится со скепсисом.

«Для этого надо достаточно глубоко знать тексты, – отметил Сергей Судьин. – В противном случае мы имеем дело с самыми общими представлениями, не дающими хоть сколько-то исчерпывающей картины. Субъективный компонент здесь выражен достаточно сильно: насколько образы героя в сознании респондента соответствуют тому, что вкладывали в них авторы? Что увидел в них читатель? Признаюсь, с трудом могу представить Андрея Болконского в лидерах «зелёного» списка с учётом тех качеств, которые вызывают у женщин наибольшее отторжение. Скорее, респонденты смотрели фильм, а не читали книгу. Да и перечень возможных героев – лидеров рейтинга и антирейтинга – оказался весьма скромным: литературные познания респондентов не так уж широки. О том же свидетельствует высокий процент тех, кто не смог увидеть себя среди персонажей классической литературы».

Профессор обращает внимание на то, что большинство героев классической литературы, за минимальным исключением, принадлежали к наивысшей социальной группе. А значит, их представления о плохом и хорошем вряд ли подходили для основной массы жителей страны как тогда, так и теперь.

«Главным моментом исследования является демонстрация динамики социального контекста, изменяющей привычные правила и ритуалы ухаживания и семейной жизни, дружбы и иных форм взаимодействий. Изменение моральных норм, секуляризация быта, сексуальная революция и индивидуализация сделали своё дело, – отметил Сергей Судьин. – Результаты исследования среди прочего показывают запрос на поиск «героя нашего времени», на которого хотела бы быть похожей современная молодёжь. То же самое с антигероями. Какой вклад вносит современная литература в их формирование? Кого она романтизирует? Кого идеализирует? Кого видит антигероем? Осознают ли сегодняшние классики свою ответственность за формирование этого образа?» Типы поведения Участвуя в опросе, мужчины и женщины сошлись во мнении, что важен не конкретный герой, а тип поведения. Самые неприятные – манипуляторы и сосредоточенные на себе нарциссы – так считают 38% женщин и 25% мужчин. Манипулирующих и использующих выгоду назвали отталкивающими 28% женщин и 22% мужчин. Деструктивные личности пугают 26% женщин и 20% мужчин.

«Благодаря внедрению в нашу жизнь популярной психологии мы иначе смотрим на классическую литературу, – отмечает директор по развитию книжного сервиса «Строки» Татьяна Соловьёва. – Современные пользователи всё чаще замечают, что то, что раньше было нормой в любви, уже не вписывается в представление о здоровых отношениях. Это делает классику ещё интереснее, ведь через неё можно увидеть, как изменилось наше общество».

Ту же тенденцию отмечают в онлайн-сервисах знакомств.

«Молодые люди всё чаще распознают «опасные типажи» и открыто говорят о границах, – отметила главный психолог сервиса Лариса Каравайцева. – Для поколения 20 – 30 лет романтика – это уже не страдание, а осознанный выбор. Сегодня люди ищут не «идеальную любовь», а честность и эмоциональную зрелость. Отторжение вызывают холодность, игры и эгоцентризм – те самые черты, что раньше казались привлекательными».

То, что Маргарита оказалась и в списке любимых, и в списке отвергнутых, по мнению эксперта, – символ нашего времени: свобода вдохновляет, но и пугает.

«При этом классика остаётся зеркалом любви: просто теперь мы смотрим в него не чтобы мечтать, а чтобы понять, кем точно не хотим быть, – сказала Лариса Каравайцева. – Современная романтика начинается там, где заканчивается драма».

 

Ссылка на первоисточник
наверх