На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

200 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Вообще то министром обороны уже был табуреткин-экономист яко быМинистерство обор...
  • А Кудасов
    А для фельдшера такой отдельно или забыли?Глеб Никитин позд...
  • Вовладар Даров
    Сначала в спектакле обсирает власть, потом сбивает человека на смерть, а теперь просит УДО? С мозгами все у него в по...Адвокаты объяснил...

Наталья Положенская: «Главное – отслеживать самим родителям, не реализуются ли они за счёт детей»

Многие родители отдают своих детей на множество секций – кто-то утверждает, что их ребёнок сам хочет заниматься и музыкой, и танцами, кто-то считает, что так дети учатся распределять время и меньше будут сидеть в гаджетах. Для третьих кружки – способ самореализоваться за счёт ребёнка. Но как это сказывается на самих ребятах?

Есть ли польза от множества кружков и нужно ли заставлять ребёнка заниматься в них против его воли? Редакция газеты «Новое дело» поговорила об этом с психологом-психотерапевтом Натальей Положенской.

Ученье – свет

 

– Очень многие родители записывают детей на множество секций и кружков, даже если ребёнок не горит желанием в них заниматься или не проявляет никаких способностей на этот счёт. Что движет ими в таких случаях?

– Это может быть реализацией своих неосуществлённых желаний и достижений, так называемое нарциссическое расширение. Когда ребёнок должен доделывать то, что не успели родители.

Эта история может быть связана с модой на раннее и супер-всестороннее развитие детей. Хотя сами дети могут быть не готовы к такому.

Это может быть страх того, что, если ребёнок чем-то не занят, то вырастет бездельником или не разовьёт свои таланты.

Много всего, но любой выбор, сделанный без учёта желаний и потребностей ребёнка, всегда связан с родительскими опасениями, страхами, желаниями. То есть, это не про детей совсем.

 

– Как родителям понять, что пора остановиться?

– Я боюсь, что, если родители зафиксированы в своём желании чем-то занять ребёнка, если они придают огромную важность кружкам и секциям, то могут и не заметить, что ребёнку там вообще-то плохо.

По ребёнку видно, когда ему не нравится. И это не про лень или отсутствие дисциплины. Он может плакать и не хотеть на занятие, может говорить открыто или терпеть и становиться замкнутым. Вынужденное посещение кружков может вызвать различные психосоматические симптомы, например, дети начинают часто болеть и пр.

 

– Родители могут как-то помочь своему ребёнку справиться со стрессом от школы и разных кружков?

– Это очень большой вопрос. Лучше бы, конечно, чтобы школа не была источником стресса. Но в современных условиях это невозможно: есть ориентация на оценки, а не на личность. Есть ГИА, ОГЭ, ЕГЭ… И родители придают им такое значение, что напряжение зашкаливает.

Поэтому важно осознать, что это образование для жизни, а не наоборот.

Школа и секции – это и родительский стресс тоже, их тревога передаётся детям. Нужно разбираться с тревогой самим взрослым, делая фон семьи менее напряжённым.

Кстати, сам по себе стресс не несёт опасности. В какой-то мере стрессовые ситуации учат детей приспосабливаться, коммуницировать с другими, становиться устойчивыми и сильными. Но важно, чтобы стресс не был хроническим или очень сильным, способным сломить ребёнка.– Как родителям понять подходит ли выбранный ими кружок или секция для их ребёнка, чтобы не навязать, то к чему у него нет способностей и желания?

– Сейчас многие секции предлагают пробные занятия. Если не очевидно, к чему тянется ребёнок, можно посещать такие пробники и потом выбирать.

Важно учитывать психические особенности ребёнка: если он не любит публичных выступлений, очевидно, что его не нужно вести на танцы или пение.

Если ребёнок энергичный, важно подбирать секции, где есть возможность энергию тратить.

Самое главное – отслеживать самим родителям, не реализуются ли они за счёт детей. Например, мама мечтала всю жизнь кататься на коньках в красивом костюме с блёстками. У самой не получилось, и она отдаёт дочь в фигурное катание. А дочь, к примеру, вырезать из дерева любит, но из лояльности к маме выйдет на лёд. И в подростковом возрасте мама получит от дочери обиду и злость.

 

– Если ребёнок не хочет заниматься в кружке или музыкальной школе надо его заставлять продолжать занятия или можно позволить ему бросить?

– Причин у такого «не хочет» может быть несколько. Ребёнок может просто устать, и тогда важно делать перерыв в занятиях. А может быть и такое, что пропадает интерес и желание, тогда заставлять не стоит точно.

 

 

Учительский вопрос

 

–Многие родители часто не верят детям, если те отказываются идти на занятия, думая, что их ребёнок спекулирует. Как лучше вести себя в этой ситуации?

– Если имеются ввиду манипуляции, то важно понять, почему ребёнок выражает протест таким образом. Каждый из нас осознанно или нет манипулирует, проверяет границы и намерения другого.

 

– Очень часто многие родители в конфликтах ребёнка и педагога с учителями встают на сторону учителя. Как лучше реагировать родителям в такой ситуации?

– Не могу рекомендовать что-то конкретное, не зная ситуации. Могу лишь про себя сказать: я всегда на стороне своего ребёнка. Это не означает, что я не слышу преподавателей или проявляю неуважение. Вовсе нет. Мы подробно с сыном разбираем спорные ситуации. Но я всегда буду его поддерживать.

 

– Можно ли родителям в присутствии детей обсуждать и осуждать учителя?

– Я не рекомендую. Родители могут напрямую с учителем обсуждать, что им не нравится, чем они недовольны. Это уровень взрослых. Обсуждение личности учителя при детях нарушает закон иерархии в образовательной системе. А без этого невозможен воспитательный процесс, передача знаний и опыта от учителей детям.

Если не нравится то, как себя ведёт преподаватель, если есть подозрение, что к ребёнку предвзято относятся и прочее, лучше разбираться на уровне взрослых.

Что думают по этому поводу:

«Я занимаюсь в театральной студии, хожу в кружок по рисованию, ещё у меня дополнительные занятия по биологии. Мне всё очень нравится. Я учусь дома и все уроки у меня проходят как отдельные секции», Маша, 12 лет.

«Меня хотели отдать в музыкальную школу, но после пары уроков мы поняли, что дело гиблое. Родители не стали давить, за что я им очень благодарна. Я вообще не знаю никого из своих друзей, кто бы с радостью вспоминал: «О, музыкальная школа, я так любил уроки сольфеджио!». Светлана, 24 года.

«Мои родители мечтали видеть меня и актёром, и футболистом. Я ходил сразу на несколько секций, что отнимало уйму времени. Я стал хуже учиться — не успевал делать уроки. Сначала мы много спорили с родителями, но когда они поняли, что спорт мне явно интереснее театра, меня забрали из студии. Хотя до сих пор припоминают мне это решение, которым я их, похоже разочаровал». Александр, 19 лет.

«Я занимаюсь воздушной гимнастикой, гитарой и ещё хожу в театральную студию. Иногда неудобно ехать с одного соревнования на другое. Но сильно уставшим я себя не чувствую». Андрей, 9 лет.

«Я счастлива, что выпустилась из музыкальной школы. Это был ужас – пианино мне не давалось, преподавательница на меня ругалась, что я нот не слышу. А родители любили, когда я играла на концертах в школах или для родственников. В итоге после окончания музыкальный школы я к пианино больше не притрагивалась». Василиса, 20 лет.

«Я ненавижу художественную гимнастику, на которую меня водят родители. У меня всё получается хуже всех и я чувствую себя идиоткой. Я им говорю, а они говорят, что это я просто ленивая и надо себя заставлять». Вика, 8 лет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх