На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

225 подписчиков

Свежие комментарии

Выставку уникальных предметов из своей коллекции серебра представил НГХМ

Художественный музей после долгого перерыва вновь представил посетителям уникальные предметы из своей коллекции серебра. В экспозицию вошли знаковые для музея предметы – от церковной утвари и огромного напрестольного Евангелия до знаменитого шедевра ювелирного искусства от Фаберже. Взгляд в историю В экспозиции два зала.

В первом «Художественное серебро XVII – первой половины XIХ века» представлены предметы церковного обихода, такие как потир (церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия, – прим. авт.) и дискос (блюдо на подставке, – прим. авт.) конца XVII века.

«Нижегородские потиры отличались массивными пропорциями. Вторая половина XVII века – рассвет русского барокко. Очертания ножки потира напоминают колонки русских барочных храмов. Великолепное украшение потира – ажурный кожух. Сверкание орнамента, его блеск и великолепие соответствуют образу храма XVII века с его узорочьем и ярким убранством», – рассказала научный сотрудник НГХМ искусствовед Наталья Свирина.

А директор музея Роман Жукарин напомнил, что яркий пример церковной архитектуры барокко в Нижнем – Строгановская церковь на Рождественской улице.

Центральное место в зале занимает большое напрестольное Евангелие в позолоченном серебряном окладе, выполненном в Москве в 1706 году. Его общий вес 25 килограммов, из которых 16 весит сам оклад.

«Это также пример ювелирного искусства русского барокко. Верхнюю крышку переплёта украшает уникальный барочный орнамент. В центре – деисусная композиция, рассказывающая о Страшном суде, а по углам – фигуры четырёх евангелистов с их символами.

В небольших овальных медальонах – основные сюжеты Страстей Христовых», – пояснила искусствовед.

Увидеть всё это богатство можно в постоянной экспозиции русского искусства в кремле. Изящество на века В зале «Фаберже и его современники» можно увидеть изделия этой известной на весь мир фирмы «Фаберже», а также произведения ювелиров конца XIX – начала XX веков. Тут и представлена особая гордость музея – флоральный этюд «Веточка незабудок в вазочке», исполненный мастерами фирмы «Фаберже».

«Эта веточка стала родоначальницей нашей коллекции. Она поступила к нам в 1919 году из собрания российского промышленника Абамелек-Лазарева и представляет эталон творчества фирмы Фаберже. Для того чтобы создавать такие композиции, Фаберже в своих теплицах выращивал цветы и на основе их изготавливал свои флоральные мотивы, – рассказала научный сотрудник музея Людмила Галузинская. – Самым большим собранием флоральных мотивов обладает королевская семья Великобритании, оно насчитывает 26 экспонатов. А всего было изготовлено около 80 таких композиций. Наша веточка притягивает своим изяществом».

Как объяснила искусствовед, веточка сделана из позолоченного серебра, лепестки незабудок – из бирюзы с маленькими неогранёнными алмазами в центре цветов, а вазочка – это горный хрусталь, который создаёт иллюзию настоящей воды.

Представила куратор выставки и ещё два изделия мастеров Фаберже: чайницу и вазу-лохань – эти предметы эффектно сочетают искусственно состаренное оксидированное серебро и сверкающий гранёный хрусталь. Последователи Помимо изделий Фаберже в зале представлены предметы, которые изготавливались на предприятиях Хлебникова, Овчинникова и братьев Грачёвых – поставщиков императорского дома. Обращает на себя внимание скульптурная композиция «Хлебная баржа Башкирова», найденная в 1996 году при строительных работах на Гребешковском откосе.

«Баржа здесь стилизована под древнерусскую ладью. Венчает композицию фигура грузчика-крючника. Она была изготовлена на средства сотрудников мукомольного завода в качестве подарку Башкирову и его супруге на 25-летие их свадьбы», – рассказала Людмила Галузинская.

Композиция напоминает, что Башкиров когда-то сам был портовым грузчиком. А на фасадах сувенира мастер расположил виды Нижнего Новгорода.

Вместе с изделиями светского характера посетители могут увидеть оклады к иконам «Пантелеймон-целитель» и «Богоматерь Утоли моя печали» московской фабрики Трифона Мешкова. Оклады декорированы в неовизантийском стиле. Оклад иконы Богоматери украшен ризой, шитой речным жемчугом.

0+

Ссылка на первоисточник
наверх