Можно ли разбогатеть, если не родился с золотой ложкой во рту? Или пробиться в элиту общества из низов? Свежий опрос ВЦИОМ показал: за последние пять лет россияне стали более уверены в том, что способны получить хорошее образование, устроиться на престижную работу и продвинуться по карьерной лестнице исключительно своими силами.
Почему в России укрепляется принцип так называемой меритократии, или «власти достойных», и кто по-прежнему не верит в свои силы? Попасть в элиту Каждый третий россиянин считает, что сможет открыть собственное дело и разбогатеть. Уверенность в этом за последние пять лет выросла сильнее всего.Ещё больше россиян уверены, что смогут или уже смогли собственными силами получить хорошее высшее образование (66%), успешно трудоустроиться (45%) и продвинуться по карьерной лестнице (48%).
Те, кто уже имеет высшее образование, понятное дело, оптимистичнее смотрят на перспективу успешного трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице. А те, кто достиг материального благополучия, в три раза чаще уверены в своём финансовом успехе, чем опрошенные россияне с достатком ниже среднего.
При всём этом попасть в элиту общества, по собственным оценкам, дано лишь 14%. Каждый второй опрошенный этого и вовсе не планировал.
«Исследование показывает, что это не так, – сказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. – Восходящую социальную мобильность сегодня в основном обеспечивают система образования и профессиональная деятельность, а также трудовая карьера. Эти три трека являются наиболее популярными и работают, по оценке респондентов, эффективнее всего. Таким образом, сложившийся статус-кво в области распределения богатства и власти компенсируется некоторыми элементами меритократии (принцип управления, согласно которому руководящие должности должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и финансового достатка, – прим. авт.), что обеспечивает не только устойчивость нашей общественной системы, но и необходимый элемент социального динамизма».
28% россиян не планируют стать богатыми. Слово молодым Любопытно, что вера в собственные силы чаще всего свойственна зумерам – поколению, представители которого родились в период с 1997 по 2010 годы. К примеру, они вдвое чаще среднего россиянина верят в возможность разбогатеть и открыть своё дело. А ещё они в 2,5 раза чаще говорили о том, что могут попасть в элиту общества.
Однако с молодёжью, как выясняется, всё не так однозначно.
Во время Грушинской социологической конференции-2025, которая состоялась в конце марта в Москве, старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Седова заявила, что молодёжь из малообеспеченных и нестоличных регионов готова принять, что не сможет добиться успеха.
Исследование, которое провела эксперт, показало, что в провинции молодёжь чаще относит свою семью к «низам общества» – 37% в провинции при 20% в столицах. И молодёжь из «низов» чаще считает, что не сможет добиться поставленных целей.
«Здесь путь к успеху длиннее, старт ниже, ресурсы и возможности меньше», – отметила Наталья Седова.
А вот в столицах, напротив, молодёжь настроена более позитивно и чаще уверена, что добьётся своих целей. Поэтому и цели молодёжи из «верхов» и из «низов» разные. У столичной молодёжи они насыщенные.
«Топ целей: ориентир на «большой социум», амбиции относительно социального статуса и потенциала собственной агентности (высокое положение в обществе, власть, известность, влиятельность), – пояснила в ходе доклада Наталья Седова. – В провинциях жизненные планы короче, стратегии более избирательны». С места – в карьеру Хотя такое самоощущение у молодёжи было не всегда. До 20‑х годов ХХ века, говорит социолог Александр Прудник, в России вертикальная мобильность была очень медленной. Амбициозные молодые люди с хорошим уровнем образования уезжали в другие страны.
Высокий уровень социальной мобильности мы наблюдали в 90‑е годы. Но тогда руководящие посты нередко занимали полулегальным способом люди, занимающиеся торговлей, спекуляцией, отнятием собственности. Поэтому очень важно не наличие самих социальных лифтов, а то, какие именно это лифты.
«В России, как и в любом другом обществе, социальные лифты существуют, они работают, и наличие социальных лифтов является необходимым условием для существования любого общества, – отметил Александр Прудник. – Вопрос в том, какие это лифты и насколько это так называемая вертикальная мобильность носит эффективный характер. Это могут быть такие привычные лифты, как образование, на которые накладываются личные и деловые качества, уровень социальной адаптации, – то, что называют социальной мудростью. Но есть другие лифты. Это связи, коррупция, вхождение в какую-нибудь властную группу. Одни лифты способствуют тому, чтобы общество развивалось, другие, наоборот, блокируют реализацию людей».
Развитие социальных лифтов сегодня ведётся на государственном уровне. В России в целом и в Нижегородской области в частности существуют различные кадровые программы и конкурсы, которые помогают в самореализации.
К примеру, проект «Профразвитие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» помогает перспективным студентам и молодым специалистам пройти стажировки у лучших работодателей страны. На территории Нижегородской области реализуется федеральная программа «ГосСтарт» – программа сопровождения молодых государственных и муниципальных служащих.
«Серьёзные подвижки начались с началом специальной военной операции, – считает Александр Прудник. – В этот момент правящая элита, по всей видимости, поняла необходимость привлечения дополнительных сил, новых человеческих ресурсов. К управлению теперь привлекаются люди, у которых раньше не было таких возможностей».
Речь идёт о федеральной кадровой программе «Время героев», а также о её региональном этапе «Герои. Нижегородская область», в рамках которых у ветеранов СВО появляется реальный шанс построить карьеру в мирной жизни.
Так что возможностей действительно открывается масса, а как ими пользоваться, зависит от каждого конкретного человека и его настроя.
Свежие комментарии