В 1918 – 1920 годах у Красной армии имелось в среднем всего от 350 до 500 самолётов. Авиационная промышленность Российской империи после революции была в разрухе. Советскому правительству приходилось закупать самолёты за границей. Остро требовались собственные машины. Был запущен лозунг: «Трудовой народ, строй воздушный флот!
». Один из крупнейших авиационных заводов решили возводить в Нижнем Новгороде. Воздушные мосты Интерес к авиации у нижегородцев тогда был огромным. 28 июля 1922 года на аэродроме у деревни Ратманиха приземлился «Юнкерс», впервые доставивший по воздуху гостей из Москвы на Нижегородскую ярмарку. Решили на весь ярмарочный период установить постоянные рейсы. Они пользовались большой популярностью.«Воздушный флот на повестку дня!» – призывала уже вскоре «Нижегородская коммуна». В городе устраивали массовые гулянья с катанием нижегородцев на самолётах по выигрышным билетам. Собранные деньги шли на развитие воздушного флота. К слову, тогда в воздух впервые поднялась женщина – сотрудница «Нижкожтреста» Харитонова. На неё надели кожаную куртку и шлем. Она стала настоящей героиней!
В июле 1924 года на аэродроме в Москве состоялась торжественная передача эскадрильи боевых самолётов, среди которых был «Красный сормович», построенный на деньги, собранные рабочими.
А вскоре нижегородцам предстояло сделать в развитие авиации гораздо более весомый вклад. Шло обсуждение строительства авиазавода-гиганта. Уже в сентябре 1928 года Нижегородский губисполком принял постановление о выделении участка под него. А ровно 95 лет назад, 21 октября 1929‑го, Совет труда и обороны СССР постановил: заводу № 21 в Нижнем Новгороде быть. Большой секрет Подготовительные работы развернулись в районе деревень Костариха и Ратманиха. Не всё шло гладко. В апреле 1930 года «Нижегородская коммуна» писала, что на постройке завода № 21 допускается «много дефектов», и к тому же «среди сезонников никакой культработы не ведётся. Рабочком Дворца культуры, который обслуживает и строителей завода № 21, сюда не заглядывает. Он не повернулся ещё лицом к производству».
Однако широкий фронт работ тогда ещё не развернули. Через два месяца в материале под заголовком «Долго ли будет тянуться эта безобразнейшая волокита?» газета констатировала: «Завод № 21. К работам не приступлено за неимением проектов, они только поступают».
Но в дальнейшем о строительстве завода «Нижегородская коммуна» уже не писала. В отличие от автогиганта, возведение которого освещалось из номера в номер, никаких подробностей об авиационном заводе из газеты узнать было нельзя. Всё засекретили. Рабочие даже не знали, что будут на предприятии выпускать, а те, кто знал, давали подписку о неразглашении.
Детали появились уже потом, в литературе более позднего советского периода. Из-за того что строительство шло «в обстановке многочисленных трудностей», ставку пришлось делать на трудовой героизм. Среди отличившихся была, например, комсомольско-молодёжная бригада Болтаевского: при норме за смену 40 замесов на бетономешалках она давала 225.
С декабря 1936 года шеф-пилотом завода № 21 был Валерий Чкалов. Вперёд на крыльях Завод официально пустили в строй 1 февраля 1932 года. Приказом Глававиапрома всем строителям объявили благодарность. 85 ударников получили премии.
Однако и с пуском завода трудности не закончились. У 65% рабочих была низкая квалификация. Они не умели обращаться с импортным оборудованием, ломали инструмент, допускали много брака, нарушали дисциплину.
В крайкоме ВКП(б) решили: главная причина неудовлетворительной работы завода – неквалифицированное руководство, и обратились в Глававиапром. В ответ в январе 1933 года на должность директора направили талантливого 29‑летнего инженера Евгения Мирошникова. Он развернул массовое обучение сверловщиков, слесарей, токарей, штамповщиков и других рабочих, стал бороться с нарушениями дисциплины. Параллельно шло массовое возведение жилья в посёлке авиастроителей. По инициативе директора построили также ясли, детсад, школу, библиотеки и клуб.
В 1932 – 1934 годах в Горьком выпустили 661 истребитель И‑5. Позднее сделали около 8000 И‑16. Уже 17 июля 1933 года в приказе Глававиапрома отмечалось, что завод занял одно из первых мест в союзной авиапромышленности.
Эти позиции предприятие сохранит, сделав в дальнейшем огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Сейчас завод продолжает успешно работать.
Свежие комментарии