На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

206 подписчиков

Свежие комментарии

  • Харченко Александр
    Всеравно зима придёт неожиданноДорожники готовят...
  • Виктор Александров
    Уважаемые «Нижегородская правда»! Кто такой «образовательный интенсив»? Что за «Школа волонтера, тренинги»? И, о ужас...Стартовал образов...
  • Модест
    Но сурово брови мы насупим, Если враг захочет нас сломать...Посол России в СШ...

95 лет назад было принято решение о строительстве авиазавода в Нижнем Новгороде

В 1918 – 1920 годах у Красной армии имелось в среднем всего от 350 до 500 самолётов. Авиационная промышленность Российской империи после революции была в разрухе. Советскому правительству приходилось закупать самолёты за границей. Остро требовались собственные машины. Был запущен лозунг: «Трудовой народ, строй воздушный флот!

». Один из крупнейших авиационных заводов решили возводить в Нижнем Новгороде. Воздушные мосты Интерес к авиации у нижегородцев тогда был огромным. 28 июля 1922 года на аэродроме у деревни Ратманиха приземлился «Юнкерс», впервые доставивший по воздуху гостей из Москвы на Нижегородскую ярмарку. Решили на весь ярмарочный период установить постоянные рейсы. Они пользовались большой популярностью.

«Воздушный флот на повестку дня!» – призывала уже вскоре «Нижегородская коммуна». В городе устраивали массовые гулянья с катанием нижегородцев на самолётах по выигрышным билетам. Собранные деньги шли на развитие воздушного флота. К слову, тогда в воздух впервые поднялась женщина – сотрудница «Нижкожтреста» Харитонова. На неё надели кожаную куртку и шлем. Она стала настоящей героиней!

В июле 1924 года на аэродроме в Москве состоялась торжественная передача эскадрильи боевых самолётов, среди которых был «Красный сормович», построенный на деньги, собранные рабочими.

А вскоре нижегородцам предстояло сделать в развитие авиации гораздо более весомый вклад. Шло обсуждение строительства авиазавода-гиганта. Уже в сентябре 1928 года Нижегородский губисполком принял постановление о выделении участка под него. А ровно 95 лет назад, 21 октября 1929‑го, Совет труда и обороны СССР постановил: заводу № 21 в Нижнем Новгороде быть. Большой секрет Подготовительные работы развернулись в районе деревень Костариха и Ратманиха. Не всё шло гладко. В апреле 1930 года «Нижегородская коммуна» писала, что на постройке завода № 21 допускается «много дефектов», и к тому же «среди сезонников никакой культработы не ведётся. Рабочком Дворца культуры, который обслуживает и строителей завода № 21, сюда не заглядывает. Он не повернулся ещё лицом к производству».

Однако широкий фронт работ тогда ещё не развернули. Через два месяца в материале под заголовком «Долго ли будет тянуться эта безобразнейшая волокита?» газета констатировала: «Завод № 21. К работам не приступлено за неимением проектов, они только поступают».

Но в дальнейшем о строительстве завода «Нижегородская коммуна» уже не писала. В отличие от автогиганта, возведение которого освещалось из номера в номер, никаких подробностей об авиационном заводе из газеты узнать было нельзя. Всё засекретили. Рабочие даже не знали, что будут на предприятии выпускать, а те, кто знал, давали подписку о неразглашении.

Детали появились уже потом, в литературе более позднего советского периода. Из-за того что строительство шло «в обстановке многочисленных трудностей», ставку пришлось делать на трудовой героизм. Среди отличившихся была, например, комсомольско-молодёжная бригада Болтаевского: при норме за смену 40 замесов на бетономешалках она давала 225.

С декабря 1936 года шеф-пилотом завода № 21 был Валерий Чкалов. Вперёд на крыльях Завод официально пустили в строй 1 февраля 1932 года. Приказом Глававиапрома всем строителям объявили благодарность. 85 ударников получили премии.

Однако и с пуском завода трудности не закончились. У 65% рабочих была низкая квалификация. Они не умели обращаться с импортным оборудованием, ломали инструмент, допускали много брака, нарушали дисциплину.

В крайкоме ВКП(б) решили: главная причина неудовлетворительной работы завода – неквалифицированное руководство, и обратились в Глававиапром. В ответ в январе 1933 года на должность директора направили талантливого 29‑летнего инженера Евгения Мирошникова. Он развернул массовое обучение сверловщиков, слесарей, токарей, штамповщиков и других рабочих, стал бороться с нарушениями дисциплины. Параллельно шло массовое возведение жилья в посёлке авиастроителей. По инициативе директора построили также ясли, детсад, школу, библиотеки и клуб.

В 1932 – 1934 годах в Горьком выпустили 661 истребитель И‑5. Позднее сделали около 8000 И‑16. Уже 17 июля 1933 года в приказе Глававиапрома отмечалось, что завод занял одно из первых мест в союзной авиапромышленности.

Эти позиции предприятие сохранит, сделав в дальнейшем огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Сейчас завод продолжает успешно работать.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх