На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

218 подписчиков

Свежие комментарии

  • HotRS
    В одной из провинций Китая уже запустили сети 10G.Первую отечествен...
  • Maxim
    Он - Симонов, неча - под дворянство князей Рюриковичей - косить..Юрий Вяземский ра...
  • Александр Лаптанович
    Боль🤑ше читать вас не будуПочему в России р...

Оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» поставили в Нижнем Новгороде

Созданная Жаком Оффенбахом опера «Сказки Гофмана» стала завещанием композитора, он даже не успел её закончить, но это не помешало ей стать одной из самых известных в мире. Поставить её рискнёт не каждый режиссёр, и не в каждом театре есть исполнители, способные справиться со сложнейшими партиями. Нижегородский театр решился на этот шаг.

История гения В трактовке режиссёра Елизаветы Мороз опера превратилась в феерическое действо, философски рассказывающее о поиске вдохновения, плате за гениальность и смысле жизни творца.

«Я воспринимаю «Сказки Гофмана» как манифест о художнике. Для меня Гофман – квинтэссенция всех поэтов, писателей, художников, модельеров, которые когда-либо были в истории человечества. И в нашей постановке в каждом акте мы увидим Гофмана в новом амплуа – от театрального режиссёра, скульптора, композитора, до модельера», – рассказала режиссёр накануне премьеры.

По традиции театра опера идёт на языке оригинала – французском, с подстрочником – и поражает с первого же взгляда. Пролог показывает зрителям маски самых знаменитых, по мнению авторов спектакля, людей мировой истории. Это Александр Пушкин, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Михаил Булгаков, Мария Каллас и Альберт Эйнштейн. Под их остановившимися взорами и начинается история Гофмана.

Исполнитель этой партии Сергей Кузьмин неузнаваем в этой роли. Всклокоченный седой парик и странноватые движения сделали его совершенно другим человеком – тем самым гением Гофманом, что никак не договорится с собой и миром, и раз за разом рвёт своё сердце на куски из-за любви к той, чей образ видит в разных женщинах.

И в то же время он – циник… Таким его сделала жизнь.

«В нашей постановке Гофман циничен по отношению к романтике. Для него произведение искусства представляет собой нечто более ценное, чем человеческие отношения и любовь», – рассказал актёр перед премьерой.

Перед зрителями его герой предстаёт в разных ипостасях, и первый – Гофман-режиссёр, расстроенный неудачей своей постановки, что напивается и рассказывает собутыльникам страшные истории про ужасного карлика Кляйнзака.

Знаменитые куплеты «Клик-кляк» в его исполнении безупречны вокально и наполнены мистикой – с них и начинаются истории о любимых женщинах, вдохновлявших его на творчество и оканчивающихся крахом. Каждый возраст своего героя он отыгрывает со множеством оттенков, каждая история раскрывает разные его стороны, и когда в финале он уходит через зал в никуда, понимаешь, что плата за гений – всегда гибель.

Постановочная группа интерпретирует «Сказки Гофмана» как манифест о поиске художника, который может обернуться катастрофой. Многоликая Прекрасна и его партнёрша. Как задумывал сам Оффенбах, все четыре главные женские партии исполняет одна певица – Надежда Павлова. Спектакль стал практически бенефисом актрисы – и каким! Каждая из её героинь настолько не похожа не предыдущую, что поражаешься бесконечному драматическому мастерству певицы, её невероятным перевоплощениям.

То она певица Стелла, чью карьеру может сломать неуспех роли Донны Анны в постановке Гофмана «Дон Жуан» Моцарта, то Олимпия – девочка Маугли, что чуть не на четвереньках мечется по клетке в своём безумии. Такой трактовки Олимпии – обычно просто заводной куклы, которую из-за волшебных очков принял за живую Гофман, – не ожидали даже искушённые зрители.

Потом она – красавица певица, для которой пение – великий дар, ведущий к гибели, и престарелая модель Джульетта, что не может смириться с потерей юности и красоты.

Эти образы гротескны, ярки и экспрессивны, но главное – исполнены на фантастическом вокальном уровне. Голос Надежды – сильное, богатое красками сопрано, способное показать тончайшие нюансы партии. Его диапазон поражает – от почти колоратуры до сочного меццо. Весте с драматическим даром это позволяет певице не повторяясь исполнить всех своих героинь. Нереальный мир Художник-постановщик спектакля Сергей Илларионов эффектно решил сценографию и костюмы спектакля.

На сцене гигантский куб, три грани которого – обрамление историй Гофмана, и четвёртая – мистический лифт света, который так никуда и не пришёл – связующее звено мистики и реальности, которой в спектакле предостаточно.

Три грани – три цвета, три истории. Белая – зарешчённая комната сумасшедшей Олимпии, одетой почти в рубище, в клетку которой стремится попасть Гофман.

Алая – зал звукозаписи, в котором Антония в изысканном алом платье сгорает от невыносимости любви и своего гениального таланта.

Чёрная – зеркальный зал-мастерская дизайнера, в котором на глазах зрителей происходит создание сложнейшего чёрного платья Джульетты, карикатурно-гротескного образа Мерилин Монро, с каждым новым париком превращающейся в новую героиню.

Эти абстрактные пространства вне времени и похожи на день сегодняшний… Там есть даже доставщик пиццы, сорвавший аплодисменты, хор, который постоянно перемещается со сцены на балкон, где и вступает в музыкальную полемику с героями, и отсылки на Родена Мусоргского и Ива Сен-Лорана, чьи размышления о творчестве вплетены в оперу вставными номерами на русском языке.

Об этой опере можно рассуждать бесконечно и находить в ней новые тайны. А блестящий актёрский состав и великолепие оркестра под управлением Дмитрия Синьковского несомненно принесут этому спектаклю не только зрительскую любовь, но и признание музыкального сообщества.

 

Ссылка на первоисточник
наверх