Необычная выставка открылась в Художественном музее в кремле. В экспозиции «Лёгкое чтение: книжки в картинках» представлены книжные иллюстрации. Здесь можно увидеть акварели, гравюры, литографии и иллюстрированные книги XV-XX веков. Самой древней из них стала Библия, написанная в XIII веке и напечатанная 200 лет спустя.
Но больше всего зрителей толпится у иллюстраций к сказкам, в которых многие с радостью узнают рисунки из книг своего детства (0+).Библейский сюжет Первые залы экспозиции посвящены религиозной теме. Вниманию зрителей – четыре гравюры из Библии XVII века от знаменитого издателя Николаса Пискатора, которая была распространена в Европе и России. Именно в ней иконописцы черпали изобразительную часть сюжетов.
Впервые нижегородские зрители могут увидеть редкое издание «Золотой легенды» Якова Ворагинского, опубликованное в Нюрнберге в 1488 году. Этот сборник деяний христианских святых также послужил источником вдохновения для многих поколений европейских художников. Пройдясь по залам выставки, можно увидеть, как библейские сюжеты трансформировались в более поздних изданиях.
Например, очень необычными выглядят четыре всадника Апокалипсиса на лубочной гравюре Василия Корня.Лубку на выставке уделено много внимания. И это неудивительно – эти простые и наивные картинки часто были единственным развлечением простонародья. Есть тут и знаменитый лубочный «Кот Казанский» – герой популярных лубков «Мыши кота погребают». А продолжают эту тему несколько вариантов иллюстраций к сказке Жуковского «Как мыши кота хоронили». Совсем другая эстетика у гравюр, выпущенных в свет известным немецким издателем Мартином Энгельбрехтом. Глядя на них, поражаешься мастерству и твёрдости руки резчика, у которого не было права на неверное движение.
Сказка за сказкой Гвоздь выставки – иллюстрации из детских книжек, которые у большинства посетителей вызывают щемящее чувство ностальгии. «Ой, у меня была такая книга с лисичкой!», «А у меня – именно такие три медведя, посмотри, какие милые!» – делятся зрители.
Есть здесь иллюстрации, созданные знаменитым графиком и сценографом Юрием Васнецовым. «Краденые кони» и «Котик» не отпускают от себя, а в памяти всплывает полузабытый, зачитанный в детстве до дыр сборник «Русские народные сказки, песенки, потешки».
Тут же – с детства знакомые герои сказок, созданные Борисом Малиновским. Подлинники работ мастера музею в прошлом году передала его дочь Ольга. А на соседней стене – волшебные добрые герои сказочника-анималиста Евгения Рачева. Именно он подарил юным читателям бесчисленное количество пушистых лис в русских сарафанах, зайцев в подпоясанных кушаками рубашках, медведей в тулупах, волков и котов в кафтанах и козочек, сидящих за прялками и зорко следящих за своими семерыми неугомонными козлятами.
В зале с рисунками Рачева улыбки расцветают даже у суровых мужчин. «Смотри, это была моя любимая сказка про лису и волка», – умиляется огромный бородатый детина, показывая девушке на маленькую иллюстрацию. «А у меня был «Колобок» с его иллюстрациями! Посмотри на эту лису», – гордо заявляет его спутница. Переходя из зала в зал, словно возвращаешься в детство и видишь новые детали в казалось бы знакомых иллюстрациях к хрестоматийным сказкам. Вот у моря тщетно ждёт Золотую Рыбку пушкинский старик, нарисованный Борисом Ухановым. А вот горделиво плывёт «Чудо-юдо рыба кит», над которым мчится на Коньке-горбунке Иван. При взгляде на эту работу узнаётся неповторимый стиль Юрия Васнецова.
Эту радость узнавания не передать словами. Её надо прочувствовать, а сделать это можно до 14 января. Так что встреча с детством может ждать вас все новогодние праздники.
Свежие комментарии