
29 января в мире отмечается День головоломок, и мало найдётся людей, кого этот праздник не касается вовсе. Каждый из нас хоть раз пытался собрать кубик Рубика, складывать «Тетрис» и переставлять «Пятнашки». С древнейших времён головоломки помогают зарядить мозги, снять стресс, а порой становятся настоящим сумасшествием.
Доказано историей. Пасьянс Эта игра-одиночка пришла к нам из Европы. Предположительно, расклады начали делать где-то в скандинавских странах, возможно, в Швеции, примерно в XVI веке. По другой версии, родина пасьянсов – Франция, тем более что само это слово происходит от французского слова patience, что означает «терпение».Карты были популярным развлечением у европейской знати. Их использовали и для азартных состязаний, и для популярных в то время гаданий.
А потом дуэльная игра, где у каждого соперника была своя колода карт, превратилась в головоломку для одного, где нужно было разложить карты определённым образом. Так и появился пасьянс.
Есть также версия, что карты придумали раскладывать дворяне, заключённые в Бастилии, чтобы скоротать время в одиночестве.
В России карточный бум случился после войны с Наполеоном и взятия Парижа. Тогда же вышли первые сборники с пасьянсами. К настоящему моменту существует около 150 разновидностей раскладов.
Карточная головоломка благополучно пережила цифровизацию – на многих компьютерах и смартфонах пасьянс установлен по умолчанию. По замыслу программистов, в такой форме проще обучиться владению мышкой. Но даже те, кто виртуозно управляет компьютером и смартфоном, не отказывают себе в таком способе релаксации.
«Пятнашки» Вокруг этой детской игры в своё время кипели нешуточные страсти. Дело в том, что у неё оказалось сразу два изобретателя.История «пятнашек» началась в США. В 1874 году почтмейстер Ной Чепмен показал своим друзьям головоломку, состоящую из пронумерованных квадратиков, которые надо было сложить определённым образом. Игру стали передавать из рук в руки, делать копии, и очень скоро она перешагнула пределы штата.
Пять лет спустя о «пятнашках» узнал художник по дереву Маттиас Райс. Идея игры настолько его вдохновила, что он начал в Бостоне бизнес по её производству под названием «Драгоценная головоломка». Газеты тех пор описывали, как люди просиживали за «пятнашками» ночи напролёт. В 50 процентах случаев головоломка оказывалась нерешаемой, что только усиливало азарт.
«Пятнашки» тем временем начали победное шествие по миру: через Канаду перекочевали в Европу – во Францию, Швецию, Австрию, Германию, Англию. Головоломку раскупали миллионными партиями, а ажиотаж вокруг неё стали называть «пятнашечным сумасшествием».
Однако когда в 1880 году Ной Чепмен подал заявку на патент, её по неизвестным причинам отклонили.
А через год шахматист Сэм Ллойд сделал хитрый ход: он предложил вознаграждение 1000 долларов тому, кто соберёт «пятнашки», где поменяны местами только квадратики 14 и 15. Приз так никто и не получил. Однако имя Сэма Ллойда закрепилось рядом с «пятнашками», и долгие годы именно он считался изобретателем игры.
В Россию головоломка пришла в конце XIX века. Однако настоящий бум случился уже в СССР, где выпускали самые разные виды «пятнашек»: можно было собирать цифры, картинки, слова. Чем и занималось большинство советских детей и даже взрослых. Кубик Рубика Венгерский изобретатель самой знаменитой именной головоломки Эрнё Рубик с самого детства испытывал невероятную тягу к знаниям и называл себя «библиофилом». Рубику не составило труда поступить в Будапештский технологический университет, а затем в Венгерскую академию прикладных искусств.
Там он получил звание профессора архитектуры и остался в должности преподавателя.
Одной из дисциплин, которую вёл Эрнё, была «Начертательная геометрия». И однажды, в начале 1970‑х, молодой профессор задумался над созданием наглядного пособия для студентов. Он принялся собирать из 26 деревянных кубиков единый объект. Да так увлёкся, что в итоге создал уникальную конструкцию с разноцветными гранями, которая ещё и смачно похрустывала при каждом повороте.
На то, чтобы собрать вращающиеся грани в единые цвета, у самого Рубика ушло около месяца. Благополучно опробовав изобретение на себе, профессор отправил его в народ – представил друзьям и студентам. Головоломка увлекла всех.
И Рубик решил её запатентовать. В 1977 году игрушка стала появляться в венгерских магазинах под названием «Волшебный куб». И это действительно была магия! Из-за кажущейся простоты люди бились над кубиком сутками напролёт.
Головоломка стала мегапопулярной, а Рубик в свои неполные 40 лет – первым легальным долларовым мультимиллионером восточноевропейского социалистического блока.
Вскоре головоломкой заинтересовались американские производители игрушек, а затем кубикомания охватила весь мир.
В СССР кубик Рубика поначалу привозили как заграничный сувенир, а в 1981 году была разрешена его официальная продажа, после чего вокруг игрушки тоже началось настоящее сумасшествие.
Сам же изобретатель очень быстро утомился от обрушившейся на него славы. На заработанные кубиком деньги Эрнё Рубик открыл студию дизайна и занялся проектированием мебели. Он ведёт уединённый образ жизни, обожает свою семью и свой дом и может часами возиться с растениями на огороде. «Тетрис» Прямым конкурентом кубику Рубика в СССР стал наш родной «Тетрис». Его придумал советский программист Алексей Пажитнов во время работы в Академии наук СССР.
Правда, изначально он занимался созданием программы для тестирования оборудования по изучению искусственного интеллекта. Этой модной темой он занимался ещё в 1984 году. При этом Алексей увлекался компьютерными играми и даже был уверен, что они способны сделать человека счастливее.
Работая над искусственным интеллектом, Пажитнов решил совместить приятное с полезными и занялся разработкой компьютерной задачки для ИИ.
В основу игры легла головоломка «Пентамино», в которой нужно было собрать прямоугольник из геометрических фигур. Алексей Пажитнов создал цифровой аналог с небольшими изменениями.
Самый первый прототип игры был представлен на вычислительной машине «Электроника-60». Полноценным компьютером назвать её было сложно, но как только Пажитнов показал свои наработки коллегам, его коллеги-программисты так увлеклись, что быстро запустили игру на ЭВМ.
Очень скоро геометрической забавой была охвачена вся продвинутая Москва. Друг Пажитнова, врач-психолог Владимир Похилько, заказал «Тетрис» для Московского медицинского института. Однако вскоре он заметил, что многие сотрудники, увлекшись головоломкой, переставали работать, и запретил игру в институте. Кстати, Похилько называют одним из соавторов «Тетриса». Но его жизнь закончилась трагически: он уехал в США, где его компьютерный бизнес не пошёл, и погиб в 44 года. По одной из версий, он убил жену и сына и свёл счёты с жизнью, по другой – его смерть стала следствием мафиозных разборок.
А другой товарищ Алексея Пажитнова, Виктор Брябрин, отправил демо-версию «Тетриса» в Венгерскую лабораторию по кибернетике. Так игра оказалась в Европе. А после того как венгерские программисты адаптировали её под западные платформы, «Тетрис» завоевал и Америку. Это было ровно 40 лет назад, в 1986 году.
Примечательно, что в США многие фанаты «Тетриса» были уверены, что игра – это тайное оружие, разработанное в советских лабораториях для дестабилизации американской мечты.
Впрочем, местные коммерсанты сразу почувствовали вкус прибыли, и за лицензионные права на «Тетрис» развязалась настоящая война. Алексей Пажитнов, который поначалу только радовался популярности своего изобретения, в конце концов решил получить свою долю. Тем более что если раньше его интересы представляло государство, то после распада СССР это мог делать он сам. И в 1996 году после долгих разбирательств его компания получила права на «Тетрис», обеспечивший его создателю безбедную жизнь, а миллионам жителей планеты – увлекательное и медитативное развлечение.
Лариса Плахина
Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось об изобретениях нижегородских ученых, которые делают нашу жизнь комфортнее.
Свежие комментарии