За год среди россиян выросло количество негатива по отношению к инициативным коллегам. Такие данные приводит сервис по поиску работы SuperJob. Оказалось, что каждый седьмой из опрошенных не любит сотрудников, которые слишком сильно выделяются на рабочем месте. Хотя многих больше бесят ленивые коллеги, отлынивающие от обязанностей.
Что же раздражает в коллегах сильнее всего? И как самому проявлять инициативу так, чтобы тебя заметило начальство, но не возненавидел коллектив? Мнение людей Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob узнал, как в трудовых коллективах относятся к инициативным сотрудникам. Около 55% респондентов воспринимают чужие инициативы положительно и вовсе не против того, чтобы кто-то брал больше работы. 30% относятся к чужой инициативности нейтрально, и как ведут себя коллеги, их не особенно волнует. А вот 7% недолюбливают сотрудников, которые берут на себя слишком много обязанностей и демонстрируют готовность выполнять любые поручения начальства.При этом руководители инициативу подчинённых воспринимают более благосклонно. Её одобряют 63% начальников. 25% опрошенных всё равно, насколько инициативны их сотрудники. 12% работодателей и вовсе не любят, когда работники стараются привлечь к себе внимание и сделать слишком много.
Примерно поровну респондентов назвали отношение трудовых коллективов к инициативам коллег положительным и нейтральным (34% и 33% соответственно). О неприязни рассказали 14% опрошенных.
При этом год назад положительных отзывов об инициативе коллег было больше. Мужчины чаще, чем женщины, одобряют деятельных коллег и уверены в их поддержке своих инициатив. Больше всего же в положительном отношении к инициативам со стороны как коллектива, так и руководства уверены россияне с зарплатой от 80 тысяч рублей в месяц. Впрочем, они и сами чаще других поддерживают чужие инициативы. Инициатива наказуема Больше всего неприязни в трудовых колективах вызывает стремление коллег брать себе работу другого человека. «Моя коллега вечно лезет везде первая, – рассказал Александр. – Постоянно борется за проекты, чтобы в них участвовать, а другим не даёт шанса. Даже если начальство хочет поощрить кого-то ещё, она всё равно предлагает свою кандидатуру. Меня, да и многих коллег, это уже достало. Я понимаю – хочется работать или денег побольше получить, но и остальным тоже зарабатывать надо».
Многие признаются, что инициатива на работе от коллег часто направлена не на начальство, а на других сотрудников.
«Я работаю в школе, и тут у нас большая часть коллектива – пожилые женщины с завышенной самооценкой, – рассказала Анна. – Одна из них – энергетический вампир. Лезет в мой предмет, постоянно где-то предлагает непрошеный совет. Должности важной не занимает. Перед начальством лебезит, детей стравливает. Настраивает родителей класса против молодых учителей, которые не пляшут под её дудку. Работать с ней невозможно».
Есть и те, которых инициатива коллег совсем не напрягает.
«У нас одна коллега постоянно что-то переставляет, что-то предлагает поделать вместе, – рассказала Мария. – Я не против, если ей так комфортно и если это помогает работе». Некоторые и вовсе поддерживают инициативу сотрудников.
«Моя подруга на работе очень боялась рассказать свою идею начальнику о новом графике, – рассказала Екатерина, – но в итоге решилась, и ему её предложение понравилось. Мне кажется иногда нужно проявить себя, чтобы тебя заметили, а иначе зачем сидеть в офисе как овощ?»
Куда больший гнев вызывают коллеги, которые отлынивают от работы.
«Два месяца назад, мне в «помощь» пригласили нового сотрудника по моему же направлению, – поделился Михаил. – Скажем так, искали долго. Зарплата как у меня. Всё бы ничего, но он не выполняет задачи, которые ставят на наш отдел! Нужно сделать отчёт? Говорит: «Не люблю этим заниматься». Может подойти в любой момент, предложить новую идею для внедрения, но на вопрос: «А кто будет делать?» отвечает: «Боюсь, что не я». Руководство закрывает глаза и говорит, чтобы мы делали всё вместе, но если человек не хочет этого делать, почему я должен его заставлять?» Дружная атмосфера Слишком инициативные и слишком ленивые сотрудники вызывают раздражение, по большому счёту, в равной степени.
«Рабочий коллектив – это социальная группа, в которой всегда есть особое отношение к тем, кто находится на полюсах, – рассказала психолог Надежда Иванова. – Например, слишком активные, как в «Служебном романе» – однажды её выдвинули на общественную работу и теперь никак не могут задвинуть назад. Не любят и тех, кто слишком пассивен. Почему оба типа сотрудников вызывают порой неприязнь? Во-первых, они не совсем похожи на остальных, а таких всегда недолюбливают. Во-вторых, если человек слишком инициативный, то его инициатива влияет на остальных. Например, он предложит какой-то новый проект, реализовывать его придётся всем вместе, а другие люди не очень готовы к этому. Ленивые не нравятся, наоборот, потому, что не делают ничего. На них часто злятся, потому что все думают: я так стараюсь, а он ничего не делает, и тем не менее зарплату получает».
Однако в обоих случаях можно сохранить хорошие отношения с коллегами и не стать козлом отпущения в коллективе.
«Умение быть инициативным или ленивым и при этом не бесить остальных связано с тем, как в целом сохранить хорошие отношения с коллегами, – объяснила психолог. – И вроде как всё просто – нужно общаться, не быть букой, соблюдать нормы, которые приняты в данном офисе или в группе людей. Брать на себя ответственность за работу, выполнять обещанное, сотрудничать с другими людьми, не подставлять никого. Это самые банальные человеческие вещи».
Немного сложнее дела обстоят в отношениях с начальством, когда надо привлечь руководителя, чтобы он тебя действительно заметил.
«Здесь важно понимать все нюансы, – объяснила Надежда Иванова. – Все работы разные и все начальства разные, как и все коллективы. Надо понимать, что для вас лично значит «начальство заметило». Для кого-то это значит похвалили, для кого-то – чтобы доверили важный проект. Для кого-то «заметили» значит повысили зарплату или выдали премию. Надо понимать, чего человек конкретно хочет от начальства, и дальше уже определять, как себя проявлять. Если человеку важно, чтобы его похвалили, он может запросить обратную связь, честно сказать: мне важно понимать, что я делаю хорошо, а где я могу что-то улучшить в своей работе. Если человеку важны деньги, то он может завести разговор о повышении зарплаты или о премии. Если важно сближение, то он может в какой-то момент сам предложить начальнику выпить кофе после работы вместе, если это допустимо».
Если человеку важно, чтобы ему доверили какой-то проект, то можно тоже об этом сообщить, потому что начальство может, например, не знать об этом и даже не догадываться о том, что ему не хватает своей работы и хочется взяться за что-то более амбициозное. Здесь надо определить свою задачу, своё желание, и уже в зависимости от этого и проявляться.
Но далеко не всегда сам сотрудник может повлиять на отношения с начальником или коллегами.
«Здесь ещё многое зависит от начальства и вообще от того, как устроено общение в коллективе, – рассказала психолог. – Это можно сравнить со школой. В школе может быть учитель, который хвалит отличника, а потом двоечнику спокойно объясняет ошибки и где можно учиться лучше. Бывают другие учителя, которые школьников ругают и говорят: «Вот ты дурак последний, посмотри на отличника, какой он молодец». И даже если у двоечника и отличника нормальные отношения, то они всё равно начнут друг друга ненавидеть. Бывают и такие же начальники. Либо сознательно, либо полусознательно как-то сталкивают подчинённых между собой, сравнивая их, или, например, одному дадут премию, другому не дадут, одного возьмут в проект, а второго – нет».
Универсального же способа нравиться всем – и коллегам, и начальству на данный момент пока ещё не изобрели.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как личное общение помогает снизить стресс.
Свежие комментарии