На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

198 подписчиков

Свежие комментарии

  • tsan tsan
    Зря спасатели так быстро прервали процесс воплощения мечты глупой блогерши.  Пусть бы мозги проветрились от всякой дури.Нижегородскую бло...
  • А Кудасов
    Какие могут быть беседы? Родителей привлекать по полной!!Подросток разбил ...
  • Groomstyl Савина
    Не сравнивайте возрат юности у собак и людей. Щенок зубки меняет и становится взрослым за тот срок, что камень просто...Нижегородцы спасл...

Юрий Гуревич: «Настоящий музыкант ради искусства ставит на карту всё»

В советских фильмах 40 – 50‑х годов – переполненные залы консерваторий и филармоний. Народ стремился к классической музыке. В последнее же время, по мнению многих, её популярность ощутимо пошла на спад. Особенно у молодёжи. Действительно ли это так и почему? Можно ли по уровню отношения к классике судить о культуре человека? И стоит ли упрекать нынешнюю молодёжь в бездуховности? Об этом и о многом другом мы и поговорили с известным российским музыкантом, ректором Нижегородской консерватории Юрием Гуревичем. Музыкальная пауза – Юрий Ефимович, бытует мнение, что в последние годы по­пулярность классической музыки пошла на спад, и она становится уделом эстетствующей интеллигенции. Насколько, на ваш взгляд, справедливо подобное утверждение?

– Я так думаю, что классическая музыка потому и называется классической, что стоит вне моды и вне времени. Классическое искусство не может быть сиюминутным явлением. И, честно говоря, я спокойно отношусь к тому, что на концертах академической музыки нет такого ажиотажа, как, скажем, на концертах поп-звёзд. Это совершенно объективный момент.

И я бы не сказал, что классическая музыка сегодня менее востребованна, чем, например, лет 30 назад. Интерес к классической музыке был всегда. Хотя, повторюсь, может быть не в том соотношении как к популярной.

Лёгкие жанры в искусстве всегда привлекали большее количество слушателей. Это естественно. Но в обществе всегда находились люди, которые хотели и могли анализировать, погружаться, получать информацию о том, что они исследуют и воспринимают. Поэтому людей, понимающих и воспринимающих глубины классической музыки, и не может быть слишком много.– Можно ли сказать, что по отношению и уровню восприятия классической музыки можно судить об уровне культуры нации?

– Культура – весьма сложное и многомерное понятие, касающееся различных областей человеческой деятельности. Культура – это и уровень воспитанности, образованности, эрудиции. А вот для восприятия любого вида искусства, и в частности классической музыки, в первую очередь необходим талант воспринимающего.

С этой точки зрения, я уверен, любая нация талантлива. В этом я неоднократно убеждался на собственном опыте, выступая с классическими программами перед различной аудиторией, в том числе и иностранцами.

Правда, скажу вам совершенно уверенно, что именно русские люди обладают самой высокой интуицией и особым человеческим теплом.– К вопросу о сочетании классического и популярного. Взять, например, баян, который считается народным инструментом. Сегодня он один из самых модных инструментов. Появилась даже целая плеяда звёздных поп-баянистов. Один Пётр Дранга чего стоит. Что есть в баяне такого, что позволяет ему быть таким многоликим?

– Во-первых, баян – это последний натуральный инструмент, который создан человеком. Дальше изобреталась только электроника. Но электронный инструмент не обладает живым голосом. Я называю живым инструмент, в котором есть резонирующее дерево, поющий металл – язычки, «дышащий» мех. Если провести параллель – это резонаторы, связки, лёгкие вокалиста. Мне вспоминается высказывание композитора Софии Губайдулиной – «баян – это чудовище, которое умеет дышать».

Во-вторых, на современном этапе своего развития баян как инструмент может быть не только народным, но и академическим, эстрадным, джазовым.

Хочу добавить, баян – это инструмент полифонический, так же как и все клавишные инструменты, и его совершенство заключается в наличии всевозможных регистров. Исполнитель может ими пользоваться, подобно художнику, который накладывает краски на своё полотно. Баян даёт колоссальные возможности для исполнения самой разной музыки, включая практически все эпохи, стили и жанры.– А вы выбрали баян именно по этой причине?

– У меня всё проще. Когда я был ребёнком, баян был самым популярным инструментом в народе. С ним ходили на демонстрации, его можно было услышать на свадьбах, под него маршировали, просто пели песни. Сейчас эта функция осталась только у гитары. Это тоже инструмент с богатыми возможностями. Но более лёгкий по весу, а значит, и более практичный. Даешь молодёжь – Сегодня модно сетовать, что молодёжь нынче не та – цинична, прагматична. Вы как человек, работающий с этой молодёжью, наверняка знаете, какая же она на самом деле. В чём сегодняшние студенты превосходят тех, что были, скажем, лет 20 назад? В чём они им уступают?

– Сетования на сегодняшнюю молодёжь я не поддерживаю. Проблема недопонимания между поколениями существовала во все времена. Если хотите, это проблема, всегда находящаяся в моде. В нашем учебном заведении мы общаемся с самыми талантливыми представителями молодёжи, скажу без преувеличения – истинной элитой нашего общества. Кто-то обладает невероятной одарённостью, кто-то чуть скромнее по своим данным. Но у нас нет бездарных студентов. Талантливая молодёжь была вчера, есть сейчас и будет завтра.

Что касается упрёков в излишнем прагматизме и цинизме, то вы же видите, как у нас изменилось само общество. В своё время, в советскую эпоху, нам говорили о духовных ценностях, которые должны были превалировать над всем. А потом нам начали говорить о том, что для свободы личности необходимо не зависеть – ни от кого, ни от чего. А независимость – это достаточное количество средств.

При этом хочу выразить уверенность, что студенты нашего творческого вуза обладают особыми качествами, и у большинства из них складывается свой особый взгляд на мир. У нас есть музыка, благодаря которой мы совершенствуем духовные качества личности, её душу. С помощью музыки мы учим наших ребят делать мир более красивым и благородным. Не могу не согласиться с Достоевским, который говорил: «Мир есть рай, ключи у нас».– Но многим музыкантам всё-таки не удаётся добиться больших заработков и славы. И тем не менее они всё равно остаются в профессии. Что движет ими?

– Генрих Густавович Нейгауз сказал, что музыканты – это люди, которые «заражены бациллой любви к музыке». Вот те люди, которые искушены этой любовью к музыке, никогда её не оставят. Никогда не бросят, независимо от обстоятельств.

Настоящий музыкант ради искусства ставит на карту всё. И своё благополучие, в том числе свой быт. И, конечно, музыкантам, которые самоотверженно живут и трудятся ради музыки, воздаётся сполна.– Кстати о достаточном количестве средств… Музыка ведь – не самая высокооплачиваемая сфера.

– Ну, тут я могу с вами не согласиться… У нас есть музыканты очень высокооплачиваемые. Особенно если брать гастролирующих музыкантов. Они принадлежат к когорте высокооплачиваемых представителей нашего общества. Правда, это колоссальнейший труд и постоянная «пальма мученика».

Гастролирующий музыкант сегодня играет одну программу в одном городе, завтра в другом городе – и уже другую. Где-то выступает сольно, где-то с оркестром, где-то в ансамбле. Тут нужна уникальная память, физическая выносливость и душевное здоровье. И всё это должно быть в комплексе. Творческий подход – Вы один из талантливейших музыкантов страны. Но пять лет назад вас выбрали ректором консерватории. Насколько сложно оказалось соединять творческую стезю с административной?

– Я никогда не стремился к административной должности. Весь мой уклад до ректорства был связан с воплощением творческих идей. И мне всегда представлялось, что творческий человек – это в первую очередь человек, который созерцает мир. Он в него неспешно вслушивается, всматривается.

Административная деятельность – это та деятельность, где всё стремительно меняется. Темп невероятно быстрый. Иногда бывает так, что день только начался – поднимаешь глаза, а уже вечер. И, честно говоря, сочетать такой вид деятельности с творчеством крайне непросто.

Зато, когда в этом бешеном ритме административной деятельности наступают минуты, в которые я могу вернуться в то созерцательное ощущение мира, я этому очень рад.

Например, в этом году мне удалось поездить с концертами по разным городам, представить свою программу, пообщаться с разной интересной публикой. По сути, музыка для меня являлась и является смыслом жизни. Наверное, для меня было бы невозможным заниматься административной работой без этого главного смысла.– Все, кто вас знает, отзываются о вас как о человеке исключительной порядочности. Качество, которое в наше время некоторые склонны считать старомодным. Что, в вашем понимании, входит в понятие порядочности? И насколько сложно её придерживаться?

– Насколько получается у меня быть «старомодным», покажет время. Мне трудно судить о себе самом как о человеке. Наверное, самое главное человеческое качество, никогда не выходящее из моды и времени, – это любовь к окружающим людям и к своему делу. Несмотря на самые подчас сложные и острые ситуации в общении, стараюсь выработать в себе объективность этого качества без исключения для всех представителей коллектива. Да, это сложно. Но, с другой стороны, без этого невозможно жить.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что композитотр Игорь Корнелюк не разделяет музыку на серьёзную и несерьёзную.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх