Прошедшее в выходные «Интервидение» называли самым долгожданным музыкальным событием года. Насколько оказались оправданными эти ожидания? Имел ли SHАMАN право сниматься с конкурса? И сможет ли «Интервидение» составить конкуренцию «Евровидению»? Об этом и многом другом мы расспросили известного музыкального критика Вадима Пономарева.
Судейский корпус – Можно ли считать нынешнее «Интервидение» правопреемником советского?– И да, и нет. «Интервидение» советских времён проводилось в пику «Евровидению», поскольку были разные вещательные союзы – Международная организация радиовещания и телевидения, объединявшая соцстраны, и Европейский вещательный союз, объединявший капстраны Европы.
«Интервидение» проводилось нерегулярно с 1965 года, и ему постоянно мешала политика. Только начали проводить в Чехословакии, как случилась «пражская весна», и перестали проводить. Только продолжили в Польше, как случились забастовки профсоюза «Солидарность» в Гданьске, и перестали проводить. А потом в перестройку Международная организация радиовещания и телевидения фактически влилась в Европейский вещательный союз, и осталось только «Евровидение».
Я тогда был ребёнком, но уже любил музыку и некоторые конкурсы «Интервидение» смотрел и видел, как Алла Пугачёва победила в 1978 году с песней «Всё могут короли». Мне очень нравилась эта песня.
Так что формально это не правопреемничество. Но по духу – да. Тогда ведь не только европейские соцстраны участвовали, но и те же Куба, Финляндия, Вьетнам и даже Афганистан.
Я думаю, это идея-фикс Константина Эрнста.
Он ещё в 2008 году делал в Сочи конкурс «Пять звёзд. Интервидение» для стран СНГ. Но победила таджикская певица, по правилам следующий конкурс нужно было провести в Таджикистане, а там не получилось. И всё заглохло. И вот сегодня новая, более мощная попытка возродить этот конкурс.– В своё время много было нареканий по поводу способа судейства на «Евровидении» – это и соседское голосование, и заполитизированость судей. Нынешний способ судейства – лучше или хуже? Ведь изначально были предложения оценивать исполнителей по чётким критериям, а в итоге решили от этого отказаться
– Чётких критериев в искусстве нет. На любых музыкальных конкурсах так – от конкурса Чайковского до шоу «Голос».
Я больше волновался по другому поводу: всё-таки и бывшее «Интервидение», и «Евровидение» – это конкурсы в единой культурной парадигме. Это европейская культура. Но когда приходится сравнивать европейскую поп-песню и китайскую поп-песню, авангард Мадагаскара и латино из Венесуэлы – вот тут всё сложно. Вот за это я очень переживал. Но случилось чудо, и всё решилось само собой. Выяснилось, что талант неоспорим, и если люди из разных культур судят конкурс, то талант они видят и отдают ему должное.
Что касается «соседского» голосования, то оно всегда есть, и никуда от этого не денешься. Но его гораздо меньше, если страны-участницы вообще не граничат между собой, как получилось на этом «Интервидении».
Я смотрел, как голосуют члены жюри из того же Мадагаскара и Венесуэлы, и понимал, что они голосуют честно, от сердца. Чего не сказать про нашего уважаемого продюсера и композитора Игоря Матвиенко, который на чувствах выдал восторженные эмоции в адрес вьетнамского певца, а через пару минут мы узнали, что Матвиенко проголосовал типично «по-соседски», отдав голоса Белоруссии, Казахстану и Киргизии… Мне лично было очень стыдно за него.
– Отсутствие зрительского голосования – минус или плюс?
– Я считаю, что обычно на конкурсах это жирный плюс. Это же профессиональный конкурс, его должно судить профессиональное жюри, им виднее. Обычный зритель не слышит вокальных ляпов, например. А профи – слышит и оценивает.
Для первого «Интервидения» даже чисто технически организовать зрительское голосование невозможно. Ну кто там на Мадагаскаре это будет делать? Сомневаюсь, что это вообще реализуемо в концепции конкурса стран Глобального Юга. Взяли ноту – Как вы оцениваете победу певца из Вьетнама? Насколько, на ваш взгляд, она заслуженна?
– Это очень большая удача для конкурса «Интервидение», что на нём победил именно этот артист! Дык Фук был единственным, кроме Шамана, артистом с песней и номером мирового уровня. Да, Дык Фук явно копипастил победителя последнего «Евровидения» австрийца JJ. Ну так вы попробуйте это скопипастить!
Там ярчайший вокал огромного диапазона, рэпчик к тому же, моднейшая и сложнейшая аранжировка… Для меня сомнений не было вообще.
И большая удача, что победил именно сильнейший профи. Потому что теперь другие страны посмотрят на это: так, не победила сама Россия, не победил Китай – так они же там честно голосуют, оказывается! Это возносит конкурс на большую высоту. Уверен, что гораздо больше стран захотят участвовать в таком конкурсе, где победа не предопределена заранее, где реально нет коррупции.
– Как вы вообще оцениваете уровень участников? Некоторым зрителям показалось, что по-настоящему ярких и заминающихся номеров было немного…
– Давайте расскажу, кто сюда приехал и как всё это делается. Вот наш МИД посылает в МИД других стран депешу про новый конкурс: так и так, нужны артисты с вашей национальной культурой. Те МИДы чешут затылок, ставят «согласовано» и отправляют в свои министерства культуры. Думаете, там рады провести какой-то национальный отбор? Это же время, лишние усилия и деньги нужны. Нет, у них уже есть свои ансамбли «Берёзка» и свои Надежды Бабкины, проверенные и правильные.
Так что на это первое «Интервидение» приехали местные «Надежды Бабкины», так их и воспринимайте. Это конкурс из «Надежд Бабкиных» Глобального Юга.
– Честно говоря, практически ни одной врезавшейся в голову мелодии. Или это всё-таки не показатель?
– Если вы не готовы к запоминанию мадагаскарских мелодий, то это нормально. Героическая работа продакшена Первого канала, который делал уже и «Евровидение» в Москве, и открытие-закрытие сочинской Олимпиады, и финал чемпионата мира по футболу – все эти гигантские цифровые аватары, невероятная графика и прочие эффекты. Она именно для того, чтобы смягчить эффект от разницы культур.
Вы можете не смочь запомнить мелодию от суперсборной ЮАР, но забыть этот номер с воздевающей к небу руками певицы с многометровой высоты широченной юбкой невозможно. Или мангровый лес с летающими светлячками в духе фильма «Аватар» на выступлении колумбийки Нидия Гонгора. Ну вот как эту красоту можно забыть, хоть разок посмотрев?
– История со снятием американской участницы – всё было заранее спланировано, чтобы соблюсти политес: и с российской не рассориться, и на конкурс не приехать? Сначала снимается сильный участник, заявляется барышня с австралийскими корнями, чтобы оправдать, почему она не приехала?
– Для меня это самая большая загадка. Заранее понятно, что участие США в таком конкурсе – максимально хайповая история. Тем более что приехать должен чуть ли не внебрачный сын Майкла Джексона. Поёт он точно похоже. За несколько дней до начала конкурса B. Howard вдруг говорит, что не может «по личным причинам» приехать. Откуда-то появляется певица Vassy родом из Греции, но гражданка США и Австралии. Мы её знаем по хитам с Дэвидом Геттой и Тиесто. Но уже на самом конкурсе ведущими объявляется, что якобы «правительство Австралии направило в её адрес официальную ноту», и она отказалась от участия.
Да, она несколько раз в год ездит в Австралию, и для неё такой шантаж вполне реален. Но, по моим сведениям, она также активно поддерживает ЛГБТ-мероприятия (запрещённые в России), и вполне может быть, что она стала неприемлемой и для наших организаторов. Так что тут всё очень неоднозначно. Хотя участие великого рок-вокалиста Джо Линн Тернера от США подсластило для конкурса эту неприятную пилюлю. Сошёл с круга – Самоотвод SHАMАNа вызвал немало вопросов. Это всё равно как если бы на чемпионате по футболу принимающая команда снялась с матча. Некоторые считают, что таким образом ему дали шанс сохранить лицо. Первым он стать не мог – хотя бы по тем же политическим мотивам, а второго места его эго бы просто не вынесло
– Я считаю, что это было хамством в адрес всех остальных участников. SHАMАN фактически объявил, что снимается с участия в конкурсе, и все остальные участники должны быть благодарны ему. Да они даже не знают его!
Что это за высокомерное благодеяние в адрес тех, кто этого не просил? Типа я бы победил, но вы, так и быть, побеждайте тут без меня. Ну хамство же! И по отношению к Максиму Фадееву какое хамство… Он-то писал конкурсную песню, фантазировал, как с ней можно победить. А выходит артист и обесценивает работу блестящего композитора. Я понимаю, почему Максим Фадеев обиделся. И он прав.
– А вообще у него был шанс на победу или призовое место? Как вы оцениваете его номер?
– Шанс на победу у SHАMАNа точно был. Это одна из лучших песен конкурса. Другое дело, что он спел её неидеально. Я тут присоединюсь к мнению Максима Фадеева: ну нельзя в сложнейшей вокальной партии подвешивать артиста на лямки и тянуть, и кувыркать его туда-сюда. Пусть аватар кувыркался бы, а не певец! В итоге Шаман не смог спеть чисто самую высокую ноту, которая есть на студийной записи и в процессе кувыркания сбился с темпа. Скорее всего, на высоте просто не слышно было мониторов, или просто дыхание сбилось.
– «Евровидение» обвиняли в политизации. «Интервидению» удалось отойти от этого, или для любого международного конкурса это невозможно?
– Всех обвиняют в этом. Не думаю, что «Интервидение» тоже нельзя обвинять в этом. Но важен же творческий итог. Большая удача, что музыкально лучший номер конкурса победил. Да, в нём тоже есть политика. Но музыки в нём больше.
– Ну и, конечно, насколько, на ваш взгляд, жизнеспособен новый международный конкурс? Есть ли у «Интервидения» шанс если не перегнать «Евровидение», то хотя бы встать вровень с ним?
– Для меня пока перспективы туманны. Объявили, что следующий конкурс проведёт Саудовская Аравия, но проведёт ли… Мы вот потратили три четверти миллиарда долларов. О прибылях не слышно. Мне самому интересно, кто захочет это повторить. Такой конкурс Глобальному Югу нужен, мы в этом уже убедились. Вопрос в том, кто будет готов за это заплатить.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что в Нижнем Новгороде завершился Слет Всемирного фестиваля молодежи.
Свежие комментарии