На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Эксперты объяснили, какие глобальные тенденции вызвали моду на всё русское

В моде – русскость. Русским стилем вдохновляются создатели одежды, аксессуаров, фильмов, компьютерных игр, музыки. Корни этого тренда лежат в растущей гордости за Россию. И гордится страной всё чаще начинают представители молодого поколения. Откуда пошла мода на всё русское и какие глобальные тенденции за этим стоят – разбирались вместе с экспертами.

Музыка их связала Ярким завершением лета в Нижнем Новгороде стал фестиваль патриотической песни «Музыка гордых». Со сцены звучали песни о семье, долге, наших защитниках, России и гордости за неё. Посетили фестиваль свыше 50 тысяч человек, ещё около 10 тысяч посмотрели трансляцию в социальных сетях. Среди тех, кто, несмотря на накладки в расписании, ждал, а затем и подпевал группе «Любэ», было очень много молодёжи.

«Коня! Мы хотим коня!» – кричали из толпы молодые девушки.

«Конь» не прозвучал, но разве это помеха? «Только мы с конём…» – затянули на разные голоса удаляющиеся на остановку вчерашние школьники, студенты, молодые люди, только подбирающиеся к 30 годам.

Музыка, пожалуй, одной из первых откликнулась на русскость. Яркий пример – взрыв популярности творчества Надежды Кадышевой. На её концерты толпами приходит молодёжь в народных костюмах, кокошниках, платках и венках.

«И плывёт веночек вдоль ночной воды», – заливаются зумеры, снимают видео и выкладывают в социальных сетях, разогревая интерес к 66‑летней артистке ещё больше.

В топе музыкальных чартов – музыкальные новинки, продолжающие традиции русских народных песен. Одна из них – композиция «Матушка» Татьяны Куртуковой. А певец Shaman благодаря патриотическим песням стал просто суперзвездой!

Встречают по одёжке При этом музыка – далеко не единственный пример моды на русскость. В прошлом году тема премии в сфере жилой городской недвижимости Urban Awards была сформулирована как «Made in Россия».

«Это наш ответ на вызовы времени, попытка уйти от заимствования чужих образов и стереотипов», – поясняли тогда организаторы.

В октябре пройдёт ежегодная выставка «Трын*трава. Современный русский стиль». Как заявляют организаторы, на выставке происходят поиски русского кода через современные предметы интерьера.

Российский бренд одежды Befree под конец прошлого года выпустил коллекцию футболок «Код: Культурный» с принтами 12 регионов России: томские наличники, ростовские мемы, хакасские петроглифы и другое. Нижний Новгород в коллекцию не вошёл, но в столице Приволжья активно развиваются локальные бренды, в которых в том числе отражён дух города. Среди них, к примеру, бренд «Родина». Он выпустил белую футболку, которую украсил силуэт пакгаузов и надпись «BORN IN NIZHNY» («Рождённый в Нижнем», – прим. авт.).

Есть бренды, которые вдохновляются традиционным русским стилем. В частности, большинство моделей нижегородского бренда PARLE имеют декор в виде элементов народных художественных промыслов: золотной вышивки, коклюшечного кружева, чкаловского гипюра.

Русскую культуру и историю берут за основу создатели видеоигр, фильмов, мультфильмов. Например, компьютерная игра «Древние русы» вдохновлена славянскими мифами и легендами, а в игре «Заря» игрок погружается в атмосферу постсоветской глубинки, примеряя на себя роль сельского водителя.

Абсолютное большинство россиян гордятся историей России. Гордость берёт По словам заведующего кафедрой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского, доктора социологических наук профессора Сергея Судьина, мода на всё русское была всегда. И быть русским тоже всегда было модно.

«Вопрос лишь в том, какие символы эта мода культивировала и продвигала на внутренний и внешний рынки, – сказал эксперт. – В 90‑е годы на помощь всегда были готовы прийти русская водка, чёрный хлеб, селёдка, баня, гармонь и лосось. Видимо, этот набор хорошо отражал разухабистый русский характер, слегка опешивший от нахлынувших экономических, политических, культурных и прочих свобод. По мере стабилизации ситуации и нормализации эмоционального фона всего общества начал наблюдаться ценностный транзит в сторону лубочных символов Восточно-Европейской равнины: берёзы, полевые цветы, православно-языческие ритуалы и напевы. Изменились и образы, олицетворяющие новое понимание русского и российского».

В новой моде на русское, по словам профессора, сошлось очень многое, «в том числе определённая усталость от доминирования артефактов западной поп-культуры».

«Маятник качнулся в сторону отечественной культурной продукции, – отметил Сергей Судьин. – На наш взгляд, очень важно держать в голове вот что: внезапно возникшая любовь к русским песням и прочим культурным символам не должна культивироваться кому-то назло, это должно стать потребностью и идти изнутри».

Велика вероятность того, что истоки этой моды лежат в растущей внутри россиян гордости за свою страну. По данным опроса ВЦИОМ, шесть из 10 россиян стали гордиться своей страной больше за последний год. Сильнее всего рост гордости фиксируется среди молодёжи до 24 лет – то есть как раз тех, кто задаёт тренды. Именно на молодое поколение прежде всего ориентируются те, кто создаёт музыку, фильмы, одежду и так далее.

Чаще всего россияне гордятся достижениями и богатствами страны, называя её великой, сильной державой, с мощной армией, большой территорией, богатыми природными ресурсами. У многих других гордость вызывает сам народ, его сплочённость, способность к взаимовыручке. Каждый пятый считает ситуацию в стране предметом для гордости. Речь идёт о развитии экономики, социальной сферы, инфраструктуры, медицины, технологий.

«Настоящий всплеск национальной гордости пришёлся на 2014 год и прямо связан с возвращением Крыма и Севастополя в родную гавань, – отметил генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Фёдоров. – С началом СВО мы фиксируем новый и мощный прилив чувства гордости. В основе его – поддержка курса на независимую внешнюю политику, борьбу за государственный суверенитет России, против агрессивной политики Запада. Набор оснований для гордости существенно расширился и охватывает теперь не только внешнюю политику и военную мощь, но и историческую память, нашу природу и географию, достижения науки и техники, национальные качества народа и его великих сынов».

И это уже не просто веяние моды.

 

Ссылка на первоисточник
наверх