На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Денисов
    В Испании или Дубае найдутся...В Нижегородской о...
  • Алексей
    В Нижегородской области 3 млн жителей...Это что,получается 20 процентов "сердечников"??? Включая детей??? Автор видим...600 тысяч «сердеч...
  • Sergiy Che
    Просрал всю промышленность того Нижнего Новгорода когда там был главой при Ельциноиде...  Даже бывший дико популярным...Московское шоссе ...

Как в Нижегородской области поддерживают и развивают традиции марийской культуры

Красивые марийские песни и задорные частушки, трёхслойные блины куман мельня и невероятно вкусные марийские пельмени подкагэль, выставка национальных костюмов и ремесленных изделий – с душой и размахом в Тоншаеве прошёл XII Межрегиональный фестиваль марийской культуры «Тошто Марий Пайрем», посвящённый Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

В гости к тоншаевцам 

На него собрались не только жители Тоншаевского округа, приехали соседи – гости из Тонкинского и Шарангского районов, а также артисты из Звениговского района республики Марий Эл. В фойе районного Дома культуры всех встречал частушками народный марийский фольклорный ансамбль «Лекше выт». Гостей угощали блинами куман мельня и домашним пивом.

«Лекше выт» в переводе с марийского означает «родник», – говорит художественный руководитель ансамбля Алевтина Трушкова. – Он был организован в 1993 году. Я тогда обратилась к Вячеславу Васильевичу Тёркину (сегодня он – председатель марийской автономии Тоншаевского округа, – прим. авт.) с просьбой научить меня петь марийские песни. Я хоть и из марийской семьи, но языка марийского не знаю. Он тогда поступил просто: записал для меня марийские слова русскими буквами, я их выучила, и мы начали петь. К нам ещё присоединилась Нина Матвеева, она тоже мариечка. Так и было положено начало нашему ансамблю».

«Лекше выт» со своими песнями открыл концертную программу фестиваля. На сцену также выходили артисты вокальных ансамблей «Зоренька», «Мариечка», «Ай, да мы!», танцевальный коллектив «Сударушка» и многие другие. Зрители также посмотрели театрализованную постановку «Ярмарка».

И, конечно, в день фестиваля было сказано много добрых слов и пожеланий. Участников мероприятия приветствовали заместитель министра культуры Нижегородской области Андрей Попов, глава администрации Тоншаевского округа Станислав Стремин. Администрация Тоншаевского округа и региональное управление культурно-образовательными проектами Нижегородской области выступили организаторами фестиваля.

Угощенье – всем на удивленье 

«Накануне праздника мы целый день пекли наши блины куман мельня, – рассказывает Вячеслав Тёркин. – В прошлом году в Большеашкатском клубе у нас открылся музей «Марийская изба», так печь, которая там установлена, – рабочая. Её мы и используем для выпечки. А блины наши непростые – трёхслойные, пекутся в три приёма. Для первого слоя делается тесто, как на пельмени: раскатывается, и выпекаются блинчики-коржики. Для второго готовится тесто, как для оладьев. В его основе у меня, как правило, кефир и сметана. Выпекаем, а потом соединяем наши блинчики, смазываем их взбитым яйцом – это третий слой, и отправляем в печь».

Ещё Вячеслав Васильевич пёк праздничный пирог, который марийцы называют кравец. На его приготовление уходит больше четырёх часов.

Предварительно замачивают крупу (у Вячеслава Васильевича была перловая), делают тесто (как для пельменей) и отправляют его в сковороду с высокими краями, чтобы тесто с них свисало. Затем слоями выкладывают начинку: мясо, лук, крупа. Сверху пирог закрывают ещё одним пластом теста и, прикрыв капустными листьями, чтобы не пригорел, кушанье отправляют в печь.

«Я, правда, уже на современный лад брал фольгу, но всё получилось так, как надо», – замечает руководитель марийской автономии.

Древнее ремесло 

Вячеслав Васильевич не только умелый кулинар, он столяр, резчик по дереву (обучает этому и ребятишек в местном ДК) и даже ткач!

«Освоил это дело года три назад, – говорит Вячеслав Тёркин. – На станке я тку половики, использую, как правило, для этого старую хлопчатобумажную ткань – разрезаю на полоски пододеяльники, простыни. В наших северных краях таким ремеслом занимаются всего несколько человек».

Кроме Вячеслава Викторовича его родственница Алевтина Тёркина, Наталья Степушева из посёлка Буреполом. В Шаранге это Тамара Зыкова, Елена Шестакова из села Роженцово.

Примерно на таких станках много веков назад марийцы ткали холсты из конопли или льна, шили из них одежду, которую богато украшали вышивкой.

На фестивале Вячеслав Васильевич представил национальные марийские костюмы из своей коллекции – мужской и женский.

«Женскому костюму, наверное, лет 150, – замечает он. – Он с серебряными украшениями. Раньше марийские женщины всю жизнь носили только национальные костюмы. У меня бабушка, например, её не стало в 1996 году, до самой кончины ходила в марийской одежде. У неё был пояс, украшенный вышивкой и серебряными монетами. Яркой деталью костюма был головной убор, у нас его называли сорока. Когда девушка выходила замуж, на улице без головного убора она уже не показывалась».

Торжество в Тоншаеве длилось несколько часов. Концерт, дегустация блюд марийской кухни, этнографический уголок, фотовыставка «Лица из прошлого», книжная выставка «Культура и традиции марийского народа» – участники фестиваля расстались, чтобы через год встретиться вновь.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх