Фуникулёр в Нижегородском кремле получил разрешение на ввод в эксплуатацию и все необходимые разрешительные документы от Ростехнадзора в соответствии с законодательством о промышленной безопасности. Сегодня, 23 августа, новый подъемник показали журналистам. Нижегородский фуникулёр — уникальный объект, таких в России больше нет.
Похожий действует с 1962 года во Владивостоке как часть транспортной системы, но там нет тоннеля, два вагончика двигаются по открытой трассе.Первый кремлёвский элеватор в Нижнем Новгороде построили в 1896 году к Всероссийской промышленной и художественной выставке. 21 июня по нему было пущено пробное движение. Пассажиров перевозили два вагончика — вверх и вниз. Это стало частью трамвайного сообщения.
В 1918 году работа элеватора прекратилась, возобновилась в 1923‑м, но через три года, когда уже были проложены трамвайные пути вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы, необходимость в фуникулёре отпала. Его закрыли.
Воссоздание исторического объекта началось в 2021 году. На это ушло больше времени, чем планировалось изначально, так как по ходу строительства объём работ увеличился.
Как рассказал журналистам управляющий делами правительства Нижегородской области Дмитрий Грызин, на стадии разработки котлована обнаружили фундамент и части стен водонапорной башни, которая была задействована в работе прежнего элеватора. Это стало неожиданностью. Исторический объект решили сохранить. Для этого пришлось перепроектировать здание верхней станции фуникулёра. Старинный кирпич очистили, вокруг сохранившейся части водонапорной башни насыпали булыжник для имитации старинной мостовой, а пол в этой части верхней станции сделали стеклянным.
«Он выдерживает нагрузку 400 килограммов на квадратный метр, — рассказала журналистам заместитель директора государственного предприятия Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости Татьяна Коннова.
Исторический объект хорошо видно — организована архитектурная подсветка. В целом верхняя станция построена в современном стиле. В здании установлены три терминала для оплаты.
«Они в процессе настройки», — сообщил Дмитрий Грызин.
Справа — турникеты и диспетчерская. В ней оборудование видеонаблюдения, пульты для ручного управления турникетами. На линии будет работать один вагончик.
«Его внешний облик максимально соответствует историческому», — рассказал Дмитрий Грызин.
Вагончик рассчитан на 40 человек. Его грузоподъёмность три тонны, но во время испытаний он двигался и с большей нагрузкой — мешками с песком весом 3,5 тонны.
«Организовывали аварийные остановки, торможение», — поделился Дмитрий Грызин.
Специалисты в ходе испытаний постоянно наблюдали за оборудованием. Убедившись, что всё в порядке, выдали необходимый сертификат.
На фуникулёре самое пристальное внимание уделили вопросам безопасности. На трассе, которая, к слову, воссоздана именно на на месте исторического места передвижения вагончиков, есть эвакуационная лестница. Смонтированы система дымоудаления, пожаротушения. В вагончике есть система связи, созданы все условия для маломобильных пассажиров.
Длина пути — 132 метра. Скорость вагончика в зависимости от того, как настроено оборудование, — от одного до двух метров в секунду.
На нижней станции также есть терминалы и турникеты. А в целом её внутренний и внешний облик воссоздан по историческим фотографиям.Фуникулёр дал большую нагрузку на склон. Часть пути проходит под кремлёвской стеной. Всё это потребовало проведения масштабных работ.
«Почти сто лет склон жил определённой жизнью, — пояснила Татьяна Коннова. — И вдруг всё изменилось».
Специалисты провели противоэрозийную защиту склона на площади 400 квадратных метров и укрепили его при помощи 364 свай и семи подпорных стен.
Потребовалось укрепить и саму стену кремля на участке между Северной и Часовой башнями. Для этого сделали 8 150 инъекций.
Также для укрепления фундамента кремлёвской стены и башен в зоне строительства фуникулёра забетонировали 93 сваи. При этом на склоне нельзя было использовать тяжёлую технику. Многие работы выполнялись вручную.
Сводный сметный расчёт строительства объекта составил 1,8 млрд рублей. В настоящее время идёт укрепление левого от верхней станции склона. Но в целом фуникулёр к работе готов. Сейчас идёт подбор персонала.
Ежедневно объект будут обслуживать 12 человек. Также решается вопрос о стоимости проезда.
Планируется, что пассажиры смогут оценить новинку этой осенью. Первые месяцы фуникулёр будет работать в тестовом режиме без расписания, по мере наличия пассажиров. График работы определят с учётом востребованности.
Предполагается, что фуникулёром будут пользоваться 300 – 400 тысяч человек в год. Прежде всего — туристы. Концепцией фуникулёра предполагается связать в единую прогулочную пешеходную зону Нижневолжскую набережную, улицу Рождественскую и Нижегородский кремль.
Свежие комментарии