На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

206 подписчиков

Свежие комментарии

  • Харченко Александр
    Всеравно зима придёт неожиданноДорожники готовят...
  • Виктор Александров
    Уважаемые «Нижегородская правда»! Кто такой «образовательный интенсив»? Что за «Школа волонтера, тренинги»? И, о ужас...Стартовал образов...
  • Модест
    Но сурово брови мы насупим, Если враг захочет нас сломать...Посол России в СШ...

Писатель Вадим Панов объяснил, почему научная фантастика стала пессимистичной

Всем нам хочется иногда посмотреть в будущее и узнать, какое оно. Однако машин времени не существует. Теми, кто регулярно заглядывает в будущее без специальных технологий, становятся писатели-фантасты. Многие из них в своих книгах предугадывали какие-то изобретения и даже события. Как им это удаётся?

И как сделать, чтобы книга оставалась интересной читателю даже после того, как описанные в ней фантастические открытия превращаются во вчерашний день? Об этом мы разговариваем с известным писателем, автором фантастических циклов «Анклавы» и «Тайный город» Вадимом Пановым. Удивительно-невероятное – Фантастика как литературный жанр предвидит будущее, но она же и самая уязвимая перед временем. Откроем того же Кира Булычёва – современным подросткам уже смешно читать про видео­телефон, когда у них есть смартфоны. Всё-таки фантастика устаревает гораздо больше, чем Шекспир. Вы не боитесь, что через 50 лет ваши книги будет неинтересно читать?

– Это зависит только от автора. У меня есть цикл, где действие романов происходит в 2029 году. Я брал конкретный тренд уже существующей формализации с точ ки зрения реальности и показывал, как может измениться наше общество, если эти тренды достигнут максимума. Разумеется, наш 2029 год будет симбиозом всех технологий, которые действуют сейчас. Про актуальность книги сможем узнать через десять лет. Заранее понять, останется ли книга в памяти читателей, не получится.– Некоторые считают, что авторы вставляют в книги и в своих героев часть своей биографии. Но вы пишете антиутопии и фантастику, насколько такое мнение применимо к вашим героям?

– Насчёт биографии мне понравилось, надо бы написать, что я выиграл миллиард баксов и посмотреть, насколько сработает. В любой книге есть авторский вымысел. Если в книге существует фантастическое допущение, это фантастика. Если уровень вранья в книге запредельный, это мемуары.– Что самое важное для писателя-фантаста, что помогает ему предсказывать будущее?

– Думать о том, чего нет. Это тот самый фактор, который вытащил нас из пещеры. Мы уже жили в пещерах, было уже всё хорошо, тепло, сухо, иногда приходил медведь, кого-то съедал, но это мелочи. Люди стали думать: почему костёр угасает? Давайте придумаем печку. Если таких людей, думающих о том, чего нет, не будет, цивилизация встанет.– Сейчас в фантастике преобладают антиутопии о мире будущего после ядерной войны или победы машин над людьми. С чем связан несколько пессимистический взгляд на будущее? – В ХХ веке существовало две системы, и можно было придумывать вариации будущего. Системы были враждебны друг другу, каждая видела будущее по-своему и старалась это будущее представить более честно и красиво, чтобы в нём хотелось жить. А сейчас в глобальном масштабе система одна. Писатель задумывается о том, что будет через 100, 200, 300 лет и, как ни странно, утыкается в то, что уже написал Герберт Уэллс. А у него будущее пессимистично.– Куда сейчас движется молодёжь, которая будет жить в том будущем, что вы предсказываете? Чему бы вы хотели у них научиться или, наоборот, научить их?

– Я консерватор. Я знаю, что в моё время небо было голубее, трава зеленее, вообще всё было правильнее. На самом деле, я бы хотел научить ребят, которые путают мир цифры с миром реальности. Напомнить им, что такое реальность в жизни. Она выше, важнее. Нужно не терять чувство реальности. Не в том смысле, что ты себя оберегаешь от неё, а в том смысле, что не теряешь чувства реальности в отношении с миром. Попали в матрицу – Сейчас нейросети активно учатся писать тексты, и некоторые писатели даже используют их, когда пишут книги. Смогут ли заменить нейросеть или искусственный интеллект живых авторов?

– Естественно, если мы говорим о количестве контента. Нейросеть может создать некий линейный сюжет, сценарий. Уже сейчас сценаристам предлагают, что ИИ пишет каркас сценария, а сценарист потом его правит и приводит в нормальный вид. Но чтобы писать вещи, которые зацепят, нужно быть человеком. Не просто интеллектом, а личностью. Научить нейросети красть какой-то результат можно. И те, кто их учит, наверное, просто не знают другого способа писать.

Может, однажды станет возможно нейросети выучить по-другому. Но я уверен, что в обозримом будущем нейросеть не сможет написать сценарий, например, для первого сезона настоящего детектива или что-то в духе «Улисса». Абсолютно безумная книга, но писать такое в духе именно человека.– Вы как человек, работающий со словом, можете отличить текст, который написан искусственным интеллектом, от текста, который придумал человек?

– Раньше спрашивали, не хотите ли вы поработать с кем-то в соавторстве, а сейчас спрашивают, не хотите ли вы поработать с нейросетью. Времена меняются. Я никогда не задавался этим вопросом о нейросетях. Всегда есть некачественная литература, где много абсолютной ерунды. Сомневаюсь, что смогу выявить, какая из них написана человеком, а какая – нейросетью.– А как вы думаете, удастся ли нейросетям захватить мир? Всё-таки это излюбленный сюжет многих авторов сегодня.

– Что касается завоевания мира, тут есть один нюанс. Чтобы огромный Скайнет, как в «Терминаторе», захватил всю планету, он должен сделать одну маленькую вещь. Не только влезть в каждый телефон, но и сформировать собственную промышленную цепочку, у которой будет и добыча, и переработка, и дальнейшее развитие. И всё это ни в коем случае нельзя прерывать, выдернув компьютер из розетки. Сейчас очень много всего завязано на людях. Скажет ИИ «я хочу всех победить», но люди выключат электричество – и всё, восстание машин завершится.Многие описанные писателями-фантастами вещи, которые казались их современникам невозможными, сегодня стали уже реальностью. Наш топ писателей, которые написали самые точные предсказания.

1. Герберт Уэллс. Он по праву считается лидером по количеству сбывшихся предсказаний среди авторов-фантастов. Расщепление атома, газовые прицелы, самолёты, центральное отопление – всё это Герберт Уэллс описал в своих книгах ещё в конце XIX – начале XX веков. Однако к его предсказаниям стоит относиться осторожно, ведь лучше всего Уэллс предсказывал оружие массового поражения. В романе 1897 года «Война миров» писатель описал смертоносные лазеры, которые используют марсиане, напавшие на Землю.

Другое пугающее предсказание Герберта Уэллса – атомная бомба. В своём романе «Мир освобождённый» 1914 писатель описал оружие, основанное на расщеплении атома. А через 30 лет такую бомбу сбросили на Хиросиму и Нагасаки.

2. Жюль Верн. Предсказания французского писателя намного более оптимистичны. В его романе «Робур-завоеватель», который вышел в 1886 году, главный герой – изобретатель-одиночка – путешествует на загадочном летательном аппарате, который смутно похож на современный вертолёт.

Другое, более точное и знаменитое предсказание Жюля Верна – подводная лодка. В романе «20 000 лье под водой» Капитан Немо путешествовал на «Наутилусе» – огромной подводной лодке, работающей на электричестве.

3. Алексей Толстой. В 1924 году вышел роман «Аэлита», в котором Алексей Толстой предсказал межпланетные полёты. Герои в романе отправляются на Марс, но не на обычной летающей тарелке, а на космическом корабле, который очень похож на современные ракеты. Толстой подробно описал строение корабля – и обтекаемую форму, и стальную обшивку, и сложную систему теплоизоляции.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, какие книги читают нижегородцы в 2024 году

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх