Этим летом Нижний Новгород впервые принял знаменитую на всю страну выставку «Бал кукол», собравшую 250 мастеров со всей России. Тысячи зрителей с восторгом рассматривали кукол, а мастера рассказывали о своём творчестве и делились удивительными историями, связанными с куклами. А самую необычную, вдохновляющую и трогательную из них рассказала организатор выставки – президент клуба коллекционеров кукол России Светлана Пчельникова.
Вторая жизнь – Какой была ваша первая встреча с куклой?– У меня мама – из детского дома, и у неё не было не то что куклы, даже карандашика своего. И когда я была маленькая, первую в моей жизни куклу она мне подарила, но не отдала. Поставила на полку, а я на неё смотрела… И какое-то время я считала, что высоко в горах сидят феи и делают кукол. Время шло, я окончила школу, Плехановский институт и пошла работать на российскую фондовую биржу.
Это было время развала Советского Союза, бурный капитализм, «секс – наркотики – рок-н-ролл». Я вышла замуж, родила дочку и сына, дела шли в гору… И тут я разбиваюсь в машине – я была полностью переломана. Приговор врачей: в лучшем случае инвалидное кресло или навсегда в больницу. Во время клинической смерти я увидела свет, летела к нему, но услышала родной голос – голос бабушки, которая сказала: «Рано. Ты нужна детям». Я очнулась, и началась моя вторая жизнь.
– Как вам удалось выбраться из этого ада?
– Мама в больницу принесла пластилин – восстанавливать мелкую моторику руки. Одной. Левая сторона у меня была полностью парализована. И правой рукой я этот пластилин разминала. Меня очень вдохновил пример Валентина Дикуля. Пользуясь его методикой, я представляла, что идёт тепло, что я чувствую пальцы ног.
И эта сила мысли, сила желания сработали. Я выздоравливала и стала делать настоящих кукол. Они получались всё лучше, и меня даже пригласили показать их на выставке в Голландии. Эта поездка окончательно подняла меня на ноги. Кукла на благо – Вы стали продавать кукол?– Да, а вырученные деньги тратила на благотворительность. Это было начало 2000‑х. Я посмотрела интервью с Фаиной Захаровой, президентом Национального благотворительного фонда «Линия жизни», в котором она говорила, что цена жизни ребёнка зачастую равна цене дорогой сумки. Рассказала о случаях, когда ребёнок приезжает в больницу: у него порок сердца, срочно нужна операция, но у родителей нет денег на кардиостимулятор…Он тут, рядом, но денег нет… Когда я про это услышала, поняла, для чего стала жить. Я начала делать этих дорогущих кукол, продавать их на аукционах, отдавать вырученные деньги фонду «Линия жизни» – оплачивала операции детям. Мои куклы спасли жизни уже больше чем 150 детям.
К звёздам обращалась – с Филиппом Киркоровым до сих пор дружу. Он – добрейший души человек. Любит искусство, поддерживает художников, коллекционирует кукол. Одну из кукол мы продали, её подарили Филиппу, он нам её отдал, и мы её продали второй раз! Это была кукла Дива – тот самый его образ с перьями! А сейчас Киркоров коллекционирует кукол, изображающих Аллу Пугачёву.
– Кто ещё среди постоянных покупателей ваших кукол?
– Перечислять можно долго, но особенный – Никас Сафронов. Потрясающей души человек, тоже коллекционер кукол. На первых этапах он здорово помог мне, простой девчонке, которая делала кукол. Конечно, мастерство пришло не сразу. Я изучала новые техники, делала кукол из фарфора, из дерева. С непривычки изрезала себе все пальцы и поняла, что дерево – не моё. Но так всё и началось.
Потом я поняла, что нужны выставки для бабушек, для детей, чтобы гостей пригласить, пообщаться. Так и возник мой проект «Бал кукол». Он существует 25 лет и вот приехал в Нижний. Сейчас в нашем сообществе 3000 мастеров-кукольников и сотни коллекционеров. Среди них, к примеру, король Бахрейна! Я была у него в гостях и поразилась этой стране. Это удивительное государство, очень аристократическое и светское. Кстати, первую мою куклу – королеву Анну – отвёз ему Никас Сафронов. У него есть и интересная история с другим нашим мастером – Еленой Тимкаевой из Самары. Она делает портретных кукол, и Никас, который преклоняется перед Софи Лорен, заказал Елене портретную куклу актрисы и подарил её Софи! Взгляд в историю – Недавно вы получили премию Правительства РФ за проект по спасению кукол царской семьи. Что это за куклы?
– Вы знаете Царское Село под Санкт-Петербургом? Там Екатерининский дворец – государственный дворцово-парковый большой комплекс. Своему внуку, будущему императору Александру I, Екатерина рядом построила Александровский дворец, который потом стал домом для последнего российского императора Николая II. Он там жил постоянно вместе с женой.
Игрушек во дворце было огромное количество, в том числе и подарки венценосных родственников из разных стран. Сам Николай II не покупал готовых кукол – их расписывали жена и дочери. А когда после революции семью вывезли, во дворце открыли музей, кукол раздали детям рабочих и крестьян, а часть передали в детские дома. Их следы потерялись. И я стала их искать.
– Неужели нашли?
– Мы почти в начале пути. Но часть из них – «парижский театр «Гран-Гиньоль» – я обнаружила в запасниках музея при Театре кукол Сергея Образцова. Его персонажи – сам Николай II, Александра Фёдоровна, Цесаревич, Григорий Распутин. Была там и бирка, что доставлены они из Царского Села, детской половины, спальни Алексея. Музей заказал изготовить точные копии этих кукол, заплатил огромные деньги, и эта копия осталась в запасниках музея, а подлинный театр вернулся в Александровский дворец.
Я долго не бралась за проект «Царские куклы» – какой смысл делать новодел? А потом мне приснилась реставрация Янтарной комнаты, которую воссоздают по чертежам, и я поняла, чем буду заниматься. И вот постепенно я нахожу разные артефакты – утраченные игрушки, восстанавливаю их. За это и стала лауреатом премии правительства.
К сожалению, детские половины Александровского дворца до сих пор ещё на реконструкции. Военное ведомство, которое там располагалось, передало дворец Министерству культуры только благодаря вмешательству Владимира Путина в 2010 году. Потом заместитель директора музея Ираида Ботт попросила меня восстановить пару сломанных кукол, я взялась за это и стала изучать историю кукол царской семьи. Но теперь для меня это очень важная работа. Но и «Балы кукол» для меня не менее важны. Как в своё время Дягилев с его русскими сезонами влюблял мир в русское искусство, так и мы самих русских влюбляем в наше искусство и художников влюбляем в Россию.
Куклы объединяют людей: куда бы ты ни сделал шаг, вокруг выстраивается новая Вселенная!
Светлана Пчельникова
– Куклы на вашей выставке – вершины мастерства художников. Невозможно оторваться, наслаждаясь их красотой. Но как быть с массовым производством – тем, чем играют дети, поменявшие скибиди-туалеты и хагги-вагги на лабубу и прочие ужасы родительских снов?
– Да пусть дети и ими увлекаются. Я уверена: ничего запрещать нельзя. Они просто перерастут это увлечение. В каждом человеке есть и ангелы, и демоны. И то же самое с увлечениями. Растёт тот, кого кормишь своим вниманием. И если что-то запрещают, оно победит. Поэтому пусть играют. А добро побеждает всегда.
– Но кукол любят и взрослые. И с каждым годом этот интерес к интерьерным и авторским куклам все растёт. В чём причина такого увлечения во всём мире?
– Люди ищут теплоту. Куклы возвращают их в детство – в то время, когда ты полностью защищён мамой, бабушкой, когда ты ни о чём не беспокоишься. Я поняла одно: будьте как дети. Они удивительно умеют прощать и доверять. И если вы сохраните в себе это чувство, то душа начнёт очищаться, и вы будете счастливы!
Свежие комментарии