«Профессиональная дискуссия об инструментально-технологическом обеспечении конструирования в общественном сознании образа будущего России не может не опираться на основные подходы к понятию образ, сложившиеся в различных сферах социогуманитарного знания – от философии и психологии, до эстетики и семиотики», — считает заместитель председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала ФоРГО, политолог, кандидат политических наук, доцент Евгений Семенов, размышляя о том, какие инструменты могут быть использованы для формирования образа будущего.
«Если исходить из синтезированного определения образа как культурно-исторической формы репрезентации реальности, которая несет в себе смыслы и ценности определенной эпохи, то образ будущего есть не что иное, как художественная проекция текущей реальности со всеми ее интеллектуальными интуициями. Предложенный подход, неизменно напомнит нам, что прерогативой в формировании образа будущего обладало искусство. Литература, кинематограф, живопись, музыка.Образ будущего входил в массовое сознание не только благодаря бестселлерам Жюля Верна, Герберта Уэллса, Ивана Ефремова, Алексея Толстого, но и благодаря текстам Рэя Брэдбери, Артура К. Кларка, братьев Стругацких, Владимира Войновича и Виктора Пелевина, в которых ставились сложные вопросы экзистенциального выбора в условиях острых аксиологических кризисов, не оставляющих человека в будущем.
Образ будущего в кино впервые появился в футуристической мистерии Фрица Ланга «Метрополис». После него эта тема стала одной из любимых у кинематографистов. По влиянию на массовое сознание в этой сфере сегодня лидируют хиты Кристофера Нолана, Стивена Спилберга и Джеймса Кэмерона. Но рядом стоит Андрей Тарковский с его «Солярисом» и «Сталкером», в которых сложнейшие вопросы нравственного выбора и определяют образ будущего и место человека в нем.
В музыке достаточно упомянуть Луиджи Руссоло с его манифестом «Искусство шумов». В живописи же футуризм в живописи стал одним из самых ярких направлений в создании образа будущего. Умберто Боччони и Джакомо Балла, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Казимир Малевич создавали произведения, отражающие противоречивость будущего и одиночество человека в новом мире.
Медиаарт, видеоигры, комиксы и цифровые искусства становятся новыми платформами для визуализации будущего. Стриминговые сервисы и новые форматы повествования открывают новые возможности для создания футуристических сюжетов, где вечный вопрос «что есть человек и для чего он?» также получает свое отражение.
Таким образом, включаясь в увлекательный процесс формирования образа будущего мы должны отдавать себе отчет в том, что без творцов, которые, конечно же «нам тут не очень нужны», все же не обойтись».
Свежие комментарии