«На протяжении веков в ходе территориального расширения Россия включала в свое культурно-политическое поле множество народов», — считает старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник, рассуждая о том, какие культурные, исторические и ценностные элементы определяют суть России как государства-цивилизации.
«Многие их них стояли на самых разных ступенях развития и значительно различались в этническом, культурном, религиозном отношении, как с русскими, так и между собой.Уникальность России состояла в том, что все представители этих народов, независимо ни от каких условий, сразу же после их включения в состав страны, становились ее подданными с равными со всеми остальными правами. Не существовало никакого, традиционного для колониальной системы, деления на привилегированное коренное население и туземцев колоний.
Примером такого равноправного отношения к новым подданным явилось поведение Александра Грибоедова, который погиб, защищая права в Персии армян — новых российских подданных после присоединения Эриванского ханства. Следует особо отметить, что значительная часть дворянского сословия, составлявшего элиту государства, имела польские, татарские, немецкие, кавказские корни.
При этом не стоит забывать, что некоторые народы вообще сумели сохранить свое существование на своих исторических территориях только благодаря включению в состав России.
Идеологическая установка на многонациональность государства требует от последнего высокой степени организованности и опоры на консолидированный национально-культурный фундамент.
Опыт советского строительства внутригосударственных национальных образований с собственными государственными органами власти привело, в конечном итоге, к стремительному распаду этой чрезмерно усложненной системы».
Свежие комментарии