В детстве он был похож на маленького принца – кудрявый, светловолосый и очень одинокий. У него даже барашек был, совсем как у героя Экзюпери – мама подарила, чтобы сын не грустил. Долгое время этот барашек был его единственным другом – со сверстниками отношения не складывались. Чтобы стать для них своим, надо было быть либо очень сильным, либо очень умным.
Он выбрал третье – стал смешным. С этого, развитого ради самосохранения, комического дара и начался путь к всемирной славе неповторимого Пьера Ришара, который 16 августа отмечает 90-летний юбилей. Укол зонтиком После развода родителей будущий кумир миллионов семь лет провёл в католическом интернате. Как вспоминал сам Ришар, никогда в жизни он больше не испытывал такой гнетущей тоски, мрака и ужаса.Беспощадные сверстники своими издевательствами доводили до полного отчаяния. Спастись от них можно было лишь с помощью силы или ума.
«Ни одним из этих двух качеств я, увы, не обладал. Поэтому нашёл для себя что-то среднее – стал всеобщим посмешищем», – вспоминал Пьер Ришар.
Этот открытый им от страха и загнанности способ выживания неожиданно оказался судьбой.
Правда, актёрский успех пришёл не сразу.
Поначалу его даже не хотели принимать на театральные курсы из-за недостаточно привлекательной внешности.
Потом он долгое время служил «лицом из толпы». На сцене играл солдат, крестьян, монахов. Да и первые роли в кино тоже были эпизодическими и малозаметными.
Как-то друг Ришара – актёр и режиссёр Ив Робер заявил: «Ты не обычный актёр, ты – персонаж. На тебя надо специально писать сценарий и снимать кино».
Собственно говоря, именно это Робер и сделал, сняв в 1972 году «Высокого блондина в чёрном ботинке». После этого на 34-летнего Ришара обрушилась слава и жизнь его кардинальным образом изменилась…
В 1976 году Ришар упрочил успех, снявшись в фильме «Игрушка» Франсиса Вебера.
Вебер же придумал легендарный комический дуэт Депардье и Ришара, подаривший зрителям комедии «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», а самим актёрам – многолетнюю дружбу.
«Я очень его люблю, не всегда с ним согласен, но мы останемся друзьями до конца наших жизней», – делился в своё время Пьер Ришар.
В итоге он превратился в главную комедийную звезду Франции, сравнившись по популярности с самим Луи де Фюнесом. Налево от лифта Умением смешить Ришар, по собственному признанию, обязан и своему успеху у женщин.
«По части успеха у прекрасного пола я, разумеется, не Ален Делон, но у меня есть «тайное оружие», которое попадает в цель, – это смешить, показывать, какой я весь из себя трогательный, обаятельный и забавный», – делился актёр секретами обольщения.
И надо признать, что они оказались довольно действенными.
С 19-летней танцовщицей знаменитого театра «Гранд Опера» Даниель Минаццоли 26-летний Ришар познакомился в школе театрального искусства. Это была практически любовь с первого взгляда. В 1960 году они поженились. Через четыре года в семье уже подрастали двое сыновей – Оливье и Кристоф.
Их отец тогда ещё не был звездой и зарабатывал танцами в кабаре и мюзик-холлах. Для дополнительного заработка он открыл дома массажный салон.
Но ни безденежье, ни обрушившаяся потом на них слава, казалось, не могли поколебать их брак.
Позже, уже став известным, принимая предложения от режиссёров, он старался договориться, чтобы в картине нашлось место и для Даниэль. Так, например, она сыграла медсестру в комедии «Он начинает сердиться».
Почти 20 лет Ришар слыл примерным мужем и заботливым отцом.
Всё рухнуло в конце 80‑х. Никаких объяснений по поводу развода любимец публики не давал.
«Бывает, люди расходятся, и что с того? Это не значит, что она мерзавка или я негодяй», – скупо комментировал он.
Судачили, что причиной стали многочисленные измены Ришара, которые Даниель устала терпеть.
После развода она с головой ушла в воспитание детей. А Ришар поселился на барже в центре Парижа – он обустроил здесь трёхкомнатное жилище с небольшим каминным залом и террасой на палубе.
Молоденькая актриса Мюриэль Дюбрюль имела все шансы стать хозяйкой в этой плавучей квартире. По крайней мере многие считали её женой Ришара. Но её вскоре сменила марокканская модель Айши, которая была младше «высокого блондина» на 34 года.
Пресса называла обеих красоток жёнами прославленного актёра. Однако сам Ришар в одном из интервью признавался, что хотя у него и были отношения с Мюриэль и Айши, ни одну из них он женой не считает.
Грузинская режиссёр Нана Джорджадзе, снявшая Пьера в трёх картинах, включая «1001 и один рецепт влюблённого повара», называла его «невероятным бабником». Сам Ришар уверял, что он Скорее Дон Кихот, чем Дон Жуан.
Свою Дульсинею он встретил более 30 лет назад.
Ришар гостил в доме у друзей на острове Поркероль. И однажды, как вспоминал актёр, в его неторопливые будни ворвалась прекрасная и темпераментная бразильянка Сейла. Она тогда работала моделью и приехала на фотосессию, посвящённую пляжной моде.
Сейла плохо себе представляла, кто такой Пьер Ришар, хотя и видела один фильм с его участием. Но к моменту их встречи Ришар уже мало походил на своего героя.
«Для меня Ришар – это высокий блондин с кудрявой шевелюрой, а передо мной был мужчина с белой бородой, не такой высокий и с гораздо меньшим количеством кудряшек», – вспоминала Сейла.
Ситуация усугублялась языковым барьером – Сейла совсем не понимала французский язык. Ришар не знал португальского. Изъяснялись с большим трудом на английском. Впрочем, слова для них оказались не важны.
«Конечно, я сыграл самую лучшую роль в своей жизни, отчаянно стараясь вызвать её смех. Чем-то другим мне бы её завоевать не удалось», – делился Пьер Ришар.
По воспоминаниям Сейлы, Ришар был совершенно не похож на всех, кого она знала до этого.
«Какой-то с сумасшедшинкой, что и меня свёл с ума», – делилась она.
На этом фоне 30-летняя разница в возрасте не имела никакого значения.
«Последняя любовь – она точно самая большая в жизни. Сейла не была моей первой любовью, но она, несомненно, самая незабываемая», – признаётся актёр. Вкус счастья Многие считают, что в жизни Пьер Ришар очень похож на своих героев – обаятельных недотёп, застенчивых и ужасно рассеянных.
Он и в самом деле частенько попадал в различные комичные ситуации. Чего стоит история его знакомства с Шарлем Азнавуром, когда он от волнения перепутал салфетку с шёлковым шарфом мэтра, которым и вытирал губы на протяжении всего вечера.
Однако, в отличие от своего героя, Ришар оказался куда более приспособленным к жизни.
В конце 80‑х годов он основал кинокомпанию «Фиделина фильм», занимающуюся производством и прокатом.
«Когда актёр зарабатывает много денег, – отмечал Ришар, – элементарная порядочность требует вложить их не в прачечные или рестораны, а в кинематограф. Кроме того, чертовски приятно создать хорошую ленту».
Он одним из первых актёров всерьёз занялся виноделием. Прикупил 20 гектаров виноградников и теперь продает 60 тысяч бутылок вина в год.
Со временем его начал тяготить образ, принесший ему обожание публики.
«Долгое время у меня было впечатление, что на каждую роль я надеваю один и тот же костюм и что у меня появились морщины не только на лице, но и в душе», – признавался он.
Один из величайших комиков эпохи переживал, что превращается в старого клоуна, способного вызывать у публики лишь жалость.
Впрочем, он сам же наглядно демонстрирует бессмысленность подобных опасений.
В прошлом году Каннский фестиваль открывался картиной «Жанна Дюбарри», где Пьер Ришар сыграл кардинала Ришелье. На красной дорожке он вышагивал под оглушительные овации восторженной публики.
Сегодня Ришар гастролирует по стране со спектаклем «Я здесь, но меня нет», встречается с поклонниками. В ближайших планах съёмки новой картины на его студии.
«На самом деле я очень счастливый человек. У меня есть вкус к счастью», – делился он с журналистами.
В умении чувствовать этот вкус, пожалуй, и кроется секрет успеха Пьера Ришара – на сцене, экране и в жизни.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как советский актёр Леонид Каневский завоевал сердца миллионов зрителей.
Свежие комментарии