На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

230 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgeni Velesik
    Проблемы прокормить эти жирные мозги!Эндокринолог Кирь...
  • Иван Иванов
    Песок уже из жопы сыпется,а мы все на пичужки смотрим,калоша старая.Елене Степаненко ...
  • Александр Ляшенко
    И с какой целью это в Дзен пропихнули? Для отчёта в ЦИПСО?Жилой дом сгорел ...

Жительница Нижнего Новгорода рассказала о своей коллекции фарфоровых статуэток

Жить как в сказке – это про Ольгу Куранову. Среди обитателей её квартиры Иванушка и Конёк-горбунок, Емеля со щукой, Маша и Медведь, Кот в сапогах – и это лишь часть большой коллекции фарфоровых статуэток. Её создание – целая история. Как и положено сказкам, она «вышла» из чернильницы. На санках – в детство Чернильница – одно из первых воспоминаний детства нашей героини.

Фарфоровые статуэтки тогда были в моде. Она появилась в начале 1960‑х годов, когда был объявлен курс на наполнение нового типа интерьера советских квартир образцами художественного творчества, в том числе изделиями из фарфора.

«Они должны были быть красивыми, выпуск – массовым, – рассказывает Ольга Куранова. – На фарфоровые заводы пришли талантливые молодые специалисты. Фигурки появились во многих квартирах, но нельзя сказать, что они были доступны всем. У нас была только чернильница Ленинградского фарфорового завода. Так что коллекция у меня сложилась совсем не потому, что статуэток было много в моём детстве».

Но впечатления детства повлияли. У нашей собеседницы, дочери геолога, оно прошло в Красноярске.

«Город особенно запомнился мне зимним, – продолжает Ольга Куранова. – Раннее морозное утро. Мы с младшим братом в санках, замотаны так, что только глаза видны. Папа везёт нас в детский сад. Я помню его шаги. Скрип снега. Я прижимаю к себе брата, а папа – наша лошадка…

Много позже к дорогим воспоминаниям детства Ольга Куранова смогла прикоснуться в прямом смысле – в руках оказались фигурки девочек и мальчиков, одетых в такие же шубки, шапки, штаны, как в то далёкое время. Они катаются на санках, на коньках, лихо летят с горы на лыжах, лепят снеговика.

Зимние, но такие тёплые эти воплощённые в фарфоре сюжеты стали частью коллекции нашей героини.

«Дети на зимней прогулке – одна из любимых тем мастеров советского фарфора», – отмечает она. Дарёнка и мама-Снегурочка Также «родом из детства» сказочная тема. Вот Алёнушка грустит на камне, Иванушка, сев задом наперёд, скачет на белоснежной кобылице, Настенька прижимает к груди аленький цветочек, а Ивана-царевича и Елену Прекрасную мчит серый волк – сказочных героев в коллекции Ольги Курановой десятки, и она не перестаёт ими любоваться.

Герои – словно живые. Иванушка держит за хвост Жар-птицу, и ощущение такое, что она действительно рвётся ввысь, а герою трудно её держать. Или лиса, несущая петуха, – вот-вот и впрямь сорвётся с места!

Отдельным источником вдохновения для мастеров советской поры были сказы Павла Бажова. Хозяйка Медной горы, Дарёнка с Мурёнкой, грациозно поднявший ножку олень Серебряное копытце, Огневушка-поскакушка, девица Золотой Волос – все эти образы стали настоящим украшением коллекции нижегородки.Популярным был образ Снегурочки. У нашей героини их несколько. Вообще для неё этот образ особенный. Ольга Куранова вспоминает, как однажды ребёнком играла с подругой, а мама в это время на кухне готовила, что-то напевая.

Подружка шёпотом спросила: «Твоя мама что – певица?»

Певицей мама не была. Она работала в детском саду. Но не просто воспитателем.

«Моя мама – Снегурочка!» – не без гордости ответила маленькая Оля.

Мама действительно была Снегурочкой на новогодних ёлках…

Женские образы – ещё одна тема коллекции. Труженица со снопом, портниха на примерке платья, танцовщицы, девушки в русских костюмах – сюжеты могут быть самыми разными: и нежными, лирическими, и экспрессивными, комическими. Так, среди любимых у хозяйки коллекции – парная статуэтка «Сплетница и склочница» скульптора Ленинградского фарфорового завода Льва Сморгона. Блондинка в солнцезащитных очках о чём-то увлечённо рассказывает собеседнице. Её прямо распирает от эмоций и желания скорее сообщить то, о чём узнала. А та, подбоченясь, слушает с таким выражением лица, будто сейчас скажет: «Да что ты?! Ну этого мы так не оставим!».

Лев Сморгон также автор одной из любимейших фигурок нашей героини из другого раздела коллекции – анималистики. Это утончённая, изящная лиса. Она в одной компании с другими фигурами этой темы: зайцы, барсуки, рысь – кого только нет!

В коллекции Ольги Курановой фарфоровые скульптуры 1960‑х – начала 1990‑х годов. Прикоснуться к прекрасному Фигурки расставлены в шкафу со стеклянными дверцами. Рассмотреть красоту помогают маленькие самоклеящиеся светильники.

Но на полках только часть коллекции. Разместить всё просто невозможно. Экспозицию хозяйка периодически меняет. Что-то отправляется в коробки, что-то – на выставку. Так, сейчас сказочная тема представлена в библиотеке имени Глеба Успенского. Ольга Куранова с улыбкой говорит, что таким образом она свою коллекцию выгуливает.

Несколько экспонатов неизменно занимают своё место на кухне. Это красная гжель скульптора Людмилы Азаровой – девушка, два козлика, столкнувшиеся рогами, курочка и петух. Ольга Куранова признаётся: так любит творчество этого мастера, что хочется на эти работы смотреть и смотреть.К слову, владелица коллекции изучает биографии создателей статуэток, а также историю фарфоровых заводов: Ленинградский, Дулёвский, Городницкий, Дмитровский, Полонский – тут целый пласт информации.

Уход за фигурками самый несложный – нужно периодически протирать их влажной тряпочкой, не допуская попадания воды внутрь.

«После этого надо положить их на бок и дать просохнуть, но не класть на батарею», – предупреждает наша собеседница.

Разбивать что-то из коллекции нижегородке, к счастью, не доводилось. Но фигурки со склейкой ей попадались.

«Если склейка грубая, с жёлтыми подтёками, то в горячей воде разъединяю детали, аккуратно склеиваю современным клеем, – рассказывает коллекционер. – Конечно, есть реставраторы, но их услуги очень дороги».

Ольга Куранова признаётся, что фигурки, которые сейчас видит в продаже, её не привлекают: нет той детализации, изящества, как раньше. А вот статуэтки из прошлого она снова и снова берёт в руки с удовольствием.

«Их обязательно надо брать в руки, – говорит героиня. – Только так можно почувствовать их красоту».

 

Ссылка на первоисточник
наверх