На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

227 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ильдус Зубаиров
    На что только наш народ не пойдёт в эти длинные выходные, что бы и детей порадовать и самим "в детство окунуться"!Сборы фильма «Бур...
  • Сергей Захаров
    Есть ещё люди которым сы в глаза аим все божья росса хужэ этих людей нет других в России из за таких узапада складыва...Алла Пугачёва мож...
  • Амара Карпова
    умерла то умерла старуха🤮🤮🤮Алла Пугачёва мож...

Исполнилось 50 лет со дня выхода на экраны фильма «Вариант «Омега»

В минувшем году исполнилось 50 лет с момента выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о Великой Отечественной вой­не. Речь идёт о картине «Вариант «Омега». И хотя с 1975 года прошло уже много лет, фильм до сих пор входит в число самых любимых нашим зрителем… 

Напомню захватывающий сюжет картины.

Весна 1942 года – в оккупированный немцами Таллин приезжает опытный разведчик, майор Георг фон Шлоссер. Его задание, полученное лично от главы германской военной разведки (абвера) адмирала Канариса, – создать прямой канал связи для продвижения стратегической дезинформации в советскую ставку Верховного Главнокомандования.

Для осуществления своей цели Шлоссер ловко доводит до советской разведки информацию о своём присутствии в Эстонии. Для выяснения истинных намерений майора в Таллин под видом немецкого офицера направляется советский разведчик Сергей Скорин… Тайна операции «Викинг» Немцы захватывают Скорина и принуждают его к работе на себя. Скорин под контролем фон Шлоссера начинает передавать в Москву важную дезинформацию, призванную убедить русских, что скоро в войну на стороне Германии якобы вступит Япония – поэтому нашим в ходе напряжённой битвы за Сталинград не стоит снимать с Дальнего Востока свои стратегические резервы. Однако потом оказалось, что Скорин специально подставился под вербовку, чтобы войти в тесный контакт со Шлоссером.

При этом он сумел дать знать Москве, что работает под контролем врага – поэтому немецкая деза фактически превратилась в достоверную информацию (по принципу – воспринимай наоборот).

Кроме того, через длительные и напряжённые разговоры со Шлоссером, играя прежде всего на его изначальных антифашистских настроениях, Скорину удалось перевербовать немецкого майора. В конце фильма Сергей благополучно возвращается к своим…

Прибавьте к этому ещё отличную режиссуру и великолепный актёрский ансамбль – Олег Даль, Игорь Васильев, Елена Прудникова, Ирина Печерникова, Евгений Евстигнеев, Вадим Яковлев, Александр Калягин, Алексей Эйбоженко… В общем, картина удалась на все сто!Наверное, у многих зрителей возник закономерный вопрос – а какая реальная история могла лечь в основу фильма? Или всё это было только фантазиями авторов? Надо сказать, что фильм создавался по мотивам повести Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция «Викинг» – причём сюжет повести почти буквально лёг в сценарий.

Николай Леонов – это бывший сотрудник милиции, автор целого ряда детективных романов, которые в советское время не раз экранизировались. Например, «Трактир на Пятницкой» или «Выстрел в спину». Однако эти детективы были на тему борьбы с уголовным миром, а в «Омеге» речь идёт о шпионской тематике, причём выписанной довольно профессионально… Может, к этому имеет отношение другой соавтор, Юрий Костров? А вот здесь большая загадка – никаких сведений об этом человеке мне найти так и не удалось!

Не исключаю, что именно этот человек, будучи весьма информированным на тему разведки военной поры, и мог подать Леонову саму идею повести – а Николай Леонов уже обработал эту идею в увлекательный шпионский детектив. Впрочем, как бы то ни было, личность Юрия Кострова остаётся неизвестной и поныне. Зато можно предположить историческую основу, взятую для сюжета повести и фильма. После долгих размышлений и тщательного анализа лично я пришёл к выводу, что в эту основу легла подлинная история легендарного советского разведчика Анатолия Марковича Гуревича – агентурная кличка Кент… Необычная биография в необычное время У Гуревича даже биография отчасти совпадает с биографией киношного Сергея Скорина. Как мы помним, Скорин родился в 1915 году в Москве, учился на филологическом факультете университета, где увлекался немецкой литературой, немного подрабатывал гидом в «Интуристе», а потом попал в разведшколу, определившую его дальнейшую жизнь.

Реальный Анатолий Гуревич родился в 1913 году – правда, не в столице, а в Харькове. В 1924 году семья Гуревича переехала в Ленинград. Там после окончания школы Анатолий пошёл работать участковым инспектором милиции. Одновременно учился на рабфаке Ленинградского института железнодорожного транспорта, а затем в институте «Интуриста», по специальности «Работа с иностранцами», где успешно овладел сразу несколькими иностранными языками.

В 1937 году в ленинградской гостинице «Европейская» Гуревич записался добровольцем, которых отправляли на гражданскую войну в республиканскую Испанию – для участия в борьбе против фашистов генерала Франко. В Испании Анатолий служил военным переводчиком, принимал участие в боевых действиях. По всей видимости, именно в это время на него обратила внимание разведка Красной армии. И уже после возвращения из Испании Гуревича завербовали в Главное разведывательное управление Наркомата обороны СССР. В апреле 1939 года он окончил Центральную разведшколу РККА.Тогда же было принято решение об отправке Гуревича в Европу в качестве разведчика-нелегала. Анатолий получил паспорт на имя уругвайца Винсенте Сьерры, сына богатых родителей, по легенде, приехавшего в Европу с целью наладить бизнес и завести нужные деловые связи. Тогда же ему присвоили псевдоним – Кент…

В июле 1939 года Гуревич-Кент приехал в Брюссель, где начал работу под руководством резидента ГРУ в Западной Европе Леопольда Треппера (кличка «Отто»). Наверное, эта была самая успешная советская резидентура за всю историю отечественной разведки. Она объединяла десятки антифашистов со всей Европы, включая и немцев, которые занимали важные посты в нацистской Германии. В историю эта резидентура вошла под названием «Красная капелла»…

Агент Кент, поначалу засланный как шифровальщик и радист, очень быстро стал вторым человеком в «Красной капелле», особенно с началом Великой Отечественной войны. Вот что пишут историки:

«Сотни радиограмм, отправленные в первые два года войны в Москву от «Красной капеллы», содержали ценнейшую информацию: приказы немецкого верховного командования, сведения о реалистической оценке немецким командованием провала блицкрига, о подготовке наступления противника весной — летом 1942 года на Сталинград и Кавказ с целью овладеть нашими нефтепромыслами…»

Однако и враг не дремал. Ещё в декабре 1941 года нацисты запеленговали один из радиопередатчиков, после чего пошли массовые аресты – были арестованы, а впоследствии казнены несколько десятков подпольщиков. Гуревич со своей гражданской женой Маргарет бежали в Париж, затем перебрались в Марсель, где продолжали работу на советскую разведку. В ноябре 1942 года Кент и Маргарет были арестованы гестапо… Игра в кошки-мышки На допросах гестаповцы предъявили разведчику радиограммы, которые он отправлял в Москву – ведь ими был захвачен не только радиопередатчик, но и радист с шифрами. Но самым сильным ударом для Гуревича стал факт того, что немцы – уже после самого ареста – продолжили от его имени посылать ложные сообщения советской разведке.

Поэтому у Гуревича было два выхода – либо идти в полный отказ и безвестно погибнуть в гестаповских подвалах, либо принять немецкие правила игры, поддавшись на ложную перевербовку. Первый вариант был тупиковым – немцы и без Кента могли продолжать с нашими свою радиоигру. А вот во втором варианте был шанс не только предупредить своих, но и попытаться переиграть врага…

Он дал гестапо своё согласие на участие в радиоигре в феврале 1943 года, а уже 5 марта попросил немцев дописать к подготовленной от его имени радиограмме невинную фразу с поздравлениями Сталину в день рождения Красной армии. Телеграмма ушла в Москву, где наши аналитики сразу оценили абсурдность текста: рядовой разведчик ни с того, ни с сего поздравляет Верховного Главнокомандующего! Стало очевидно, что это знак – знак того, что агент находится «под колпаком».

После этого наши стали читать радиотексты так, что переданная немцами дез­информация стала оборачиваться весьма ценной информацией. Как потом напишут наши историки, опираясь на немецкие документы:

«В гестапо Анатолий Гуревич не сдал ни одного известного ему человека, не сообщил гестапо ни одного факта, который не был бы известен фашистам до него, даже своей настоящей фамилии. Во всех немецких документах он проходит только как Винсенте Сьерра, уругвайский бизнесмен, симпатизирующий Советам и работающий на них. Ни одной информации, которая ввела бы советское командование в заблуждение в отношении истинных намерений гитлеровцев и, кроме того, привела бы к потерям на фронте, от Кента не поступало».

Не сидел без дела и сам Гуревич. Он, как и герой «Варианта «Омеги», целыми днями вёл сначала осторожные, а потом и доверительные беседы с Хайнцем Паннвицем, следователем гестапо, который вёл дело «Красной капеллы». И однажды, когда угроза поражения Германии в войне стала реальной, Кент убедил Паннвица перейти на сторону Советского Союза.

Сразу после войны, летом 1945 года, Гуревич возвратился в Москву – вместе с Паннвицем и целыми кипами секретных немецких документов. Однако сразу после прибытия он был арестован органами советской контрразведки. Ему было предъявлено обвинение… в государственной измене (!).

В январе 1947 года особым совещанием при МГБ СССР Анатолий Гуревич был приговорён к 20 годам заключения по статье 58 – 1 УК РСФСР («Измена Родине»). Он отбывал заключение в лагерях вплоть до октября 1955 года, после чего был амнистирован, но не реабилитирован…Откуда же взялись такое негативное к нему отношение и столь же суровый приговор? Версий по этому поводу до сих пор существует немало. Писали про то, что в предательстве его якобы обвинил резидент ГРУ Леопольд Треппер, который во время войны также был арестован гестапо и который уже после Победы, через обвинение товарища, стремился обелить самого себя – хотя это именно по вине Треппера случился провал «Красной капеллы».

Также в вину Кенту ставили то, что он якобы не предупредил Москву о ложных радиограммах, которые от его имени немцы отправляли сразу после разгрома «Красной капеллы», вплоть до марта 1943 года (хотя как он мог это сделать?!). Ещё есть версия, что Гуревич мог стать «разменной монетой» в незримом, но жёстком политическом противостоянии внутри советских спецслужб поздней сталинской эпохи…

В общем, только полностью рассекреченные архивы нашей разведки могли бы дать окончательный ответ на эти и многие другие вопросы, однако архивы по Кенту засекречены до сих пор!

Между тем сам Гуревич не унывал и долгие годы упорно добивался своей реабилитации. И это ему удалось лишь в июле 1991 года, когда Главный военный прокурор (заместитель Генерального прокурора СССР) А.Ф. Катусев подписал заключение о его полной и безусловной реабилитации.

Надо сказать, что легендарный разведчик Кент прожил долгую жизнь, он умер в 95-летнем возрасте в Санкт-Петербурге, в первых числах января 2009 года. Говорят, единственное, о чём он жалел до самой смерти, так это о гибели Советского Союза, служению которому он отдал свои лучшие годы…

…Возвращаясь к фильму «Вариант «Омега», я могу предполагать, что то была не только чисто развлекательная картина, но и попытка в завуалированной форме обратить внимание на подвиг разведчика Кента – с целью добиться реабилитации героя. Возможно, за именем одного из авторов повести, «Юрия Кострова», скрывался кто-то из былых сослуживцев Гуревича, решивший через литературу и кино рассказать во всеуслышание о подвиге этого человека. Если это было так, то тогда, в 1975 году, попытка явно не удалась – реабилитация, как мы знаем, пришла гораздо позже.

Зато мы получили отличное и профессиональное кино, которое до сих пор пересматриваем с огромным и неподдельным интересом!Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, что известно о прототипе героя фильма «Адъютант его превосходительства».

 

Ссылка на первоисточник
наверх