«Проект государственного бюджета на 2025 г. отражает главную особенность текущего политико-экономического положения России, — а именно то, что страна осуществляет специальную военную операцию на территории ряда своих западных регионов, — сказал д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, оценивая основные параметры бюджета и расставленные в нем приоритеты.
- Первая особенность – повышение уровня расходов на оборону до 13,5 трлн руб. (32,5% расходной части бюджета). Это средства для того, чтобы обеспечить социальный порядок на границах России.Остальная, общегражданская часть государственного бюджета предназначена для обеспечения внутреннего социального порядка и социально-экономического развития страны. Основными путями укрепление социального порядка, — а это фундаментально значимое общественное благо, необходимое для развития, — являются, с одной стороны, вложения в систему образования и воспитания детей коренного населения страны и, с другой стороны, вложения в систему нацбезопасности и правоохранения. При этом есть зависимость: чем хуже работает система образования и воспитания – тем больше востребованы ресурсы силовых структур нацбезопасности и правоохранения. И наоборот, чем лучше работает система образования и воспитания, тем менее будет востребованы силовые методы обеспечения безопасности и правопорядка.
Соответственно, можно говорить о двух стратегиях обеспечения социального порядка:
а) стратегия обеспечения порядка через образование и воспитание
б) стратегия обеспечения порядка через использование силовых методов принуждения.
В зеркале бюджета первая стратегия будет отражаться в виде опережающего роста расходов на образование в соотношении с замедлением роста затрат на нацбезопасность и правоохранение. Вторая стратегия отразится в виде опережающего роста расходов на нацбезопасность и правоохранение в соотношении с замедлением роста затрат на образование.
В этом аспекте предложенный проект бюджета-2025 (если учесть соответствующие сведения предшествующих лет), показывает повышение затрат по статье «нацбезопасность и правоохранение» от 3,39 трлн рублей (2024 г.) до 3,46 трлн (2025 г.); расходы на образование тоже увеличиваются с уровня в 1,55 трлн рублей (2024 г.) на уровень 1,58 трлн рублей (2025 г). Такой «паритет» позволяет заключить, что стратегический выбор не сделан, ситуация «топчется на месте».
Переход к стратегии «социальной порядок через образование», — а именно он представляется стратегически перспективным для начавшегося нового президентского политического цикла, — в рамках предложенной бюджетной проектировки может быть реализован в случае, если затраты на такие национальные проекты, как «Семья» (2,8329 трлн рублей), «Инфраструктура для жизни» (1,1684 трлн рублей), «Молодёжь и дети» (0,4581 трлн рублей), «Продолжительная и активная жизнь» (0,3698 трлн рублей) будут направлены на повышение мощности и качества, прежде всего, системы государственного образования и воспитания, в т.ч. на повышение количества школ, количества учителей, на меры по возвращению «бабушек» и «дедушек» в сферу семейного воспитания и др.»
Свежие комментарии