
«Демографическая проблема нашей страны в действительности имеет как минимум два принципиальных момента: материальные и ценностные в социально-психологическом и философском плане», — считает директор Научно-исследовательского Института проблем социального управления, кандидат философских наук Максим Лубяной, рассуждая о том, какие новые вызовы стоят перед демографической политикой страны.
«Более того, население признаёт демографическую проблему в стране в целом, но без особого личного беспокойства. То есть не является какой-то личной проблемой. Институт проблем социального управления проводил социологическое исследование на тему демографии. Большинство, 57,3% участников опроса, однозначно определили ситуацию в сфере демографии как проблемную. Противоположной точки зрения придерживается почти четверть (24%) респондентов. Примерно пятая часть нижегородцев затруднилась ответить на вопрос (18,7%).Доля обеспокоенных резко сокращается при ответе на вопрос о том, насколько демография беспокоит респондентов лично (составляет суммарно лишь 15,4%). Максимальной по численности оказалась группа респондентов, которые вообще не смогли оценить значимость вопроса для себя и затруднились ответить (24,1%). Суммарно, 38% участников опроса заявили, что демографическая проблема их лично «совсем не беспокоит» или «скорее не беспокоит», при этом доля категоричных утверждений оказалась выше (22,2%).
В группе молодежи до 35 лет в сумме 48,5% не испытывает личной обеспокоенности. Для старшего поколения проблема во многом утратила личное измерение, поэтому 33,3% выбрали вариант «отчасти беспокоит, отчасти нет».
Относительное большинство участников опроса полагает, что «при любом количестве детей жизненный уровень семьи упадет» (33,5%). Далее мнения разделились практически поровну: 25,9% опрошенных считает достаточным для падения их жизненного уровня более 1 ребенка, а 29,7% — более 2‑х детей. Только абсолютное меньшинство жителей региона (10,9%) считает, что может иметь 3‑х детей без потери в жизненном уровне. Таким образом, треть населения полагает, в том числе основываясь и на личном опыте, что даже появление 1 ребенка в семье негативно влияет на уровень жизни.Несмотря на позицию, продемонстрированную жителями и сводящую проблему в основном к материальному положению семей с детьми проблема значительно глубже и носит социально-психологический характер. Так даже в идеальных условиях, большинство респондентов предпочло бы иметь не более 2‑х детей, что ниже необходимого для простого воспроизводства населения уровня (в сумме – 59,4%). Только треть участников опроса (33,5%) выразили желание и готовность иметь более 2‑х детей. Косвенным подтверждением во многом «не материального» характера демографической проблемы служат ответы респондентов в группах по уровню дохода. Так, хорошо обеспеченные участники опроса чаще других выбирали вариант «не хочу детей» — 11,5% группы. При этом представители среднего класса в большинстве готовы ограничиться одним или двумя детьми (в сумме – 62,2%). Именно малоимущие респонденты значительно чаще других выбирали варианты 2 ребенка (35,5%) или готовы иметь 3‑х и более детей (в сумме – 41,6%).
Конечно, государство знает про эти два момента, однако, если материальные меры поддержки вроде бы достаточно неплохо продуманы и реализуются, то нематериальные (ценностные) на мой взгляд не достаточны. К сожалению, по какой-то непонятной традиции у нас упор делается на активных, инициативных и социально ориентированных в широком смысле граждан и, соответственно, семей. При этом, подавляющее большинство не задействовано в различных активностях и не видит себя в этих действиях, то есть социально пассивны. И здесь нужен целый комплекс мер социально-психологического изменения установок относительно семьи и детей. Фильмы, сериалы, блогеры и лидеры общественного мнения, социальные сети, прямая реклама, в общем все возможные инструменты есть для того, чтобы не просто сделать семейные ценности модой, но и повернуть сознание молодёжи в правильную сторону».
Свежие комментарии