Ровно 95 лет назад начиналась новая страница в истории нашего региона: 4 марта 1929 года Высшим советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве автомобильного завода с выпуском 100 тысяч автомобилей в год. Городов‑претендентов на размещение автогиганта было немало. Но выбрали Нижний Новгород.
На строительство автозавода претендовали Москва, Нижний Новгород, Ленинград, Урал, Украина. «Причём главными конкурентами считаются Москва и Нижний», – сообщила «Нижегородская коммуна» в марте 1929‑го.Нижегородские власти убеждали Москву, что завод надо строить именно у нас. Главная газета губернии разъясняла: перед столицей у Нижнего ряд преимуществ. Есть и железнодорожные, и водные пути, леса столько, что производство можно будет обеспечить дешёвым материалом, местные предприятия дадут и стекло, а уж «обеспечить завод рабочей силой Нижегородская губерния может как никакая другая». И убедили! Через месяц после принятия решения о строительстве автозавода наша газета сообщила, что предложение о сооружении автогиганта в Нижнем Президиумом ВСХН СССР одобрено. Причём строительство должно быть форсировано». Газета объяснила, что наиболее рационально будет выбрать уже существующий за границей тип автомобиля, который набы подходил к нашим условиям. По всей видимости, это будет автомобиль типа «Форд» грузоподъёмностью 1,5 тонны.
31 мая 1929 года ВСНХ СССР заключил соглашение о помощи в строительстве автозавода и налаживании производства грузовых и легковых машин с американской фирмой Ford Motor Company.
Было решено приступить к работе как можно скорее. В феврале 1930‑го начали сборку автомобилей из фордовских деталей на заводе «Гудок Октября» в Канавине. А 2 мая в районе деревни Монастырка заложили первый камень в фундамент будущего автогиганта.
1 января 1932‑го Нижегородский автомобильный завод вступил в строй.
Свежие комментарии