В Арзамасе находится более 20 действующих храмов – церквей, соборов, монастырей. В рамках развития паломническо-туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров и при поддержке правительства Нижегородской области в святынях ведутся грандиозные реставрационные работы. О том, как это происходит, мы узнали, побывав в пресс-туре, организованном Нижегородской епархией.
Восстановить утраченное Храму в честь Вознесения Господня, который находится в селе Степаново в окрестностях Арзамаса, более 200 лет. Последние 80 церковь просто разрушалась. Её главное украшение – иконостас, который изначально находился в первом каменном Воскресенском соборе Арзамаса, а в 1845 году был перевезён в Степаново. С тех пор он не реставрировался.
«Иконостас выполнен в классическом итальянском барочном стиле и в традициях русской резьбы, – рассказывает руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» Николай Юшков. – Его образы напоминают иконопись, которая украшает Грановитую палату Московского кремля. Порядка 20% резьбы отсутствовало. Чтобы восстановить утраченное, мы демонтировали иконостас и увезли его в мастерские. Реставрировали стенопись, в которой явно прослеживаются васнецовские и нестеровские мотивы. Работали практически без выходных».
Восстанавливается и колокольня церкви. Работы будут идти ещё не менее года. Спасённая красота Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе поражает своей красотой и монументальностью. Масштабными реставрационными работами занимались специалисты ярославской художественной мастерской «Реставратор». По словам директора мастерской Дениса Полищука, здесь трудились более 500 специалистов со всей страны – кровельщики, каменщики, штукатуры-маляры, лепщики, резчики, художники-реставраторы, искусствоведы. Собор возрождался всем миром, как и принято на Руси.
Реставрацией внутренней росписи и лепного декора, икон и иконостасов руководила заместитель директора мастерской Татьяна Васильева. По её словам, эта работа потребовала новых знаний, технологий и инструментов.
«Все силы были брошены на устранение аварийной ситуации с росписью сводов под куполами – они пострадали от протечек, – рассказывает она. – Мы разработали собственную методику реставрации, которая была рассмотрена и одобрена на федеральном совете Минкульта. Провели противоаварийные работы, укрепили штукатурный и красочный слои, восстановили по фотографиям из местного художественного музея утраченные части композиций и надписи».
Проведённые работы позволили увидеть то, что было скрыто под копотью и пылью более 100 лет. Работы были завершены в сентябре 2022 года. Самое главное теперь, по словам Татьяны Васильевой, – всё сохранить: при таком храме должен быть хранитель-искусствовед. От Иова до Кирилла В подклете отреставрированного собора разместился музей Русского Патриаршества. Здесь находится единственная в стране экспозиция, рассказывающая обо всех русских патриархах – от первого патриарха Иова до нынешнего предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла.
«80% экспонатов – подлинники, – проводит нам экскурсию директор музея, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин). – Собирали их по крупицам. Много архиереев откликнулись на призыв митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и передали нам хранившиеся у них подлинные вещи предстоятелей. Так появилось у нас тульское облачение патриарха Пимена. Есть антиминсы, относящиеся ко времени правления Екатерины II, Елизаветы Петровны, Александра I. Антиминс – плат, который находится в алтаре на престоле, на них мы совершаем Божественную литургию, здесь люди их впервые увидят. А то, что было реконструировано, сделано с подлинников из Оружейной палаты в Московском кремле». Каменные купола собора Мы посетили и реставрируемый Спасо-Преображенский собор. Это самая первая каменная церковь Арзамаса, она построена в 1638 году. Реставраторы в ходе реконструкции обнаружили там каменные купола XVII века. По словам Николая Юшкова, над ними были установлены современные купола с металлическим покрытием. Настенная роспись храма частично была утрачена, но новые изображения и композиции максимально приближены к оригиналу.
А со смотровой площадки монастырской колокольни открываются захватывающие дух панорамы. Колокольня была воссоздана практически с нуля, по эскизам из архивов.Как изменился Воскресенский собор в Арзамасе после масштабной реставрации, смотрите на сайте pravda-nn.ru.
Свежие комментарии