Заслуженный юрист РФ, почетный гражданин Нижегородской области Василий Ольнев занимал должность уполномоченного по правам человека в 2005 – 2015 годах. Он рассказал, с чего начиналась деятельность института омбудсменов в регионе.
«Прежде чем стать Нижегородским омбудсменом, я десять лет руководил правовым управлением Законодательного Собрания.
Конечно, знание законодательства, касающегося различных сфер жизни, давало мне возможность профессионально разбирать те или иные жизненные ситуации, с которыми приходили к нам люди.Какие темы самые заковыристые? В первую очередь – нарушения законодательства о правах человека со стороны территориальных подразделений федеральных государственных органов, районных или городских структур. Нередки случаи несогласия с решениями судебных инстанций. Зачастую люди были недовольны тем, как реализуется их право на жилье органами местного самоуправления или право на труд, на вознаграждение за труд, на иные выплаты.Важно дать необходимые и компетентные разъяснения и рекомендации. Нередко надо помочь составить ходатайства, заявления, запросы. В необходимых случаях уполномоченный и сам обращается в те или иные властные, правоохранительные органы, в суды. Как с мотивированными выводами о нарушениях прав человека, так и с просьбами проведения проверок, принятия к нарушителям мер воздействия.Формы, методы и принципы работы уполномоченного по правам человека записаны в соответствующих законах. Но есть у нас неписаные правила, которые мы всегда неукоснительно выполняли.
С первых дней своей деятельности я очертил главные требования для всего института уполномоченного. Первое – никогда, ни при каких обстоятельствах и никому не говорить и не писать неправду, не «отписываться», не лукавить ни перед гражданами, ни перед муниципальными или правоохранительными органами и другими организациями, с которыми приходилось защищать людей.
Второе – проверять и анализировать все, с чем люди к нам обращаются, даже если это не входит в компетенцию уполномоченного по правам человека. Если приходится перенаправлять жалобу в другие инстанции, к ней должен быть приложен собственный анализ и наши рекомендации, изложение мнения: жалоба, на наш взгляд, обоснована (или нет), частично обоснована и так далее.
Эти два правила являются моими кредо, которые я пронес через всю жизнь, и я доволен, что мы их всегда соблюдали. Знаю, что так работает институт, аппарат уполномоченного по правам человека и теперь. Там остались те, кто еще трудился со мной, заложенная система действует по тем же принципам, которые были выработаны в начале пути. Я уверен, что все, кто там трудится сегодня, любят свою работу. Им нравится быть значимыми в судьбах тех людей, кто к ним обращается. Делать свою работу плохо они не могут.
Конечно, чем больше люди узнают о работе уполномоченного, тем больше поступает жалоб и заявлений. Этого не надо бояться. Плохо, когда не обращаются, значит, не верят, что будут выслушаны, что им постараются помочь. Бывают, конечно, и необоснованные жалобы, но и в них надо разбираться, чтобы ответить по существу, убедить в неверной позиции.
По-человечески больше всего задевает, когда обижают старых и малых, что не могут за себя постоять. Чем, например, можно оправдать поступок отца, который после развода выселяет из квартиры бывшую жену и детей? А если предприниматель задолжал своей работнице пособие по беременности и родам за три месяца? Не один раз после обращения уполномоченного по такому вопросу пособие было выплачено немедленно. В этой работе всегда видишь результат и понимаешь, что живешь не зря…
Что пожелать нашим коллегам-последователям? Сохранять выдержку, быть упорными и принципиальными, терпеливыми и настойчивыми. И тогда все будет получаться», — отметил Василий Ольнев.
Свежие комментарии