Первую в мире женщину-капитана атомного ледокола представили в Нижнем Новгороде. Надо признать, что несмотря на стереотипы, в атомной сфере трудится немало представительниц слабого пола. И многие из них, как и Марина Старовойтова, являются первопроходцами. Какие же они – работницы атомной промышленности?
И с какими трудностями они сталкиваются в отстаивании своего права на суровую профессию? Встала у штурвала 20 августа на стадионе в Нижнем Новгороде прошло театрализованное шоу, посвящённое 80-летию атомной промышленности. Оно войдёт в историю не только из-за масштаба праздника и количества приглашённых звёзд. На шоу была представлена первая в истории женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова.«Это очень значимое событие как для меня, так и для истории атомного ледокольного флота, – уверена она. – Я очень рада и очень горжусь собой. И вместе с тем сильно волнуюсь, ведь это огромная ответственность – перед экипажем, перед теми, кто тебе доверил ледокол, перед самой профессией. Капитаны атомных ледоколов – это профессионалы, закалённые Арктикой. Их мастерством, выдержкой, профессионализмом я всегда восхищалась».
Марина Старовойтова окончила Брянский государственный университет и не планировала становиться капитаном ледокола. Она преподавала в средних классах сельской школы русский язык и литературу. Но мечта о море жила в её сердце.
Знакомые из Заполярья рассказали ей, что в Мурманском морском пароходстве набирают женщин в плавсостав. Марина решила попробовать свои силы. Она поступила в Государственную морскую академию имени адмирала Макарова, став инженером-судоводителем.
Так и начался путь в Морском флоте. Начинала Марина простым матросом на транспортных судах. В итоге она прошла долгий путь до старшего помощника капитана, сменив несколько должностей.
«Когда понимаешь, что ты всё на этой должности освоил, знаешь свою работу и готов перейти на новую ступень, то идёшь на следующий уровень. Всегда интересно пробовать новое», – объяснила она.
Тяга к новому и побудила Марину шесть лет назад попробовать свои силы в Арктике.
«Всегда восхищалась мощностью ледоколов, профессионализмом ледокольщиков. И задалась вопросом: смогу ли я управлять ледоколом? – призналась Марина. – Это был вызов самой себе. Я решила попробовать, пришла на собеседование, и меня взяли».
Тут Марине пришлось сделать шаг назад, ведь она уже была старшим помощником капитана, а на ледокол её приняли в качестве стажёра второго помощника капитана. Но за несколько лет она поднялась по карьерной лестнице на самую вершину и впервые в истории стала капитаном атомного ледокола – ей вверено судно «Ямал».
«Волнительно, смогу ли я соответствовать таким высоким требованиям, оправдать доверие и не подвести экипаж, – призналась Марина. – Но я шла к этому долгие годы. Я готова учиться, работать, быть достойным продолжателем. Моряк – это уникальная профессия. Родителей моих, к сожалению, уже нет в живых, но я думаю, что они гордились бы моим назначением».
На суше, в маленьком райцентре Унеча на Брянщине, Марину ждёт 15-летний сын.
«Ребёнок уже взрослый, и он понимает, что море – это мамина жизнь, – поделилась Марина, – это кропотливый труд все 20 лет. Он это ценит, уважает и отпускает в рейсы. Хотя, когда был маленький, не понимал, а я ему не могла объяснить. Он, конечно, расстраивался, что мама уезжает. По моим стопам пока не собирается, хотя я бы хотела. Но ему сейчас 15, может, ещё надумает». Сильный пол Когда Марина работала старшим помощником, в её распоряжении была служба быта на судне. Здесь работали как женщины, так и мужчины. И проблем никогда не возникало, независимо от пола подчинённых.
«Все знают, для чего работают, – объяснила капитан, – все знают свои должностные обязанности. Плюс на корабле всегда есть дисциплина, субординация, уважение в коллективе. У нас очень добродушный и очень душевный экипаж, поэтому конфликтов не возникает».
Недоверия к представительницам слабого пола на флоте, тем более когда речь идёт о ледоколах, Марина не разделяет. Она уверена, что стереотипы не должны мешать ни одной женщине добиваться высот.
«Я бы посоветовала другим девушкам идти к своей мечте и к своей цели, – поделилась она. – Нужно прежде всего искренне любить свою профессию и верить в себя. Не бояться трудностей, потому что они есть в любой сфере, но именно они закаляют характер и учат принимать решения. И советую много работать и учиться. Учиться, пока есть возможность, у старших товарищей и предъявлять высокие требования прежде всего к себе». Международные отношения Такого же принципа придерживается и другая труженица атомной промышленности – Севиль Кутлу. Несколько лет назад она стала первой в Турции женщиной-старшим машинистом турбинного отделения.
«Я с детства хотела стать инженером, – поделилась она. – Когда училась в университете в Турции, узнала, что набирают студентов на обучение в России по отраслевой программе «Росатома». Сейчас я ведущий специалист турбинного цеха по техническому надзору, слежу за оборудованием, на первом месте для нас безопасность. Если станция на один день остановит работу, это будут большие траты».
Севиль проложила путь в атомную промышленность для других женщин в Турции.
«Когда я начинала, я была первой женщиной в Турции, работающей на АЭС, – поделилась она. – Я не думала о сложностях в профессии, просто поставила себе цель и добилась её. Я хотела показать, что в этой сфере могут работать не только мужчины. Я сильная девочка, мама с папой с детства меня так воспитывали. Может, поэтому я такую профессию и выбрала. Сейчас у нас работают, наверное, около 50 женщин».
Севиль часто общается с российскими коллегами, в том числе и с женщинами, в сфере атомной промышленности.
«Мне нравится, какие женщины в России свободные, – поделилась она. – В Турции они тоже становятся свободнее, но раньше было немного иначе. Наверное, меняется менталитет. Но русская женщина более независима карьерно, свободна. Больше думает о самореализации. У нас тоже, но наши женщины думают сразу о многом – и о ребёнке, и о работе, и о доме. Наша культура всё-таки отличается».
Севиль говорит, многое из того, что она считает обычным, удивляет её российских коллег. Например, отношение к родственникам.
«Коллеги удивляются, если я говорю, что надо сходить в гости к дедушке, к кузену, к кому-то ещё, – поделилась она. – Спрашивают: «Сколько же у тебя родни? У нас бабушка, дедушка и всё». А у нас надо общаться со всеми родственниками».
Тем не менее, по словам Севиль, все эти различия не мешают общению и работе. Ведь когда делаешь общее дело, особенно в такой непростой сфере, как атомная промышленность, разница менталитетов, как и пол, не имеет значения.У истоков радиохимии тоже стояла женщина – Мария Склодовская-Кюри. Именно она в своё время открыла радиоактивность как явление. К её исследованиям подключился и её супруг Пьер. Вместе учёные выделяют два новых элемента – полоний и радий.
В 1903 году Пьер и Мария Кюри были удостоены Нобелевской премии по физике. Через три года Пьер погиб на улице Парижа из-за несчастного случая, а Мария Кюри продолжила научные исследования. В 1911 году ей вручили Нобелевскую премию за выдающиеся заслуги в развитии химии, и таким образом она стала первым в мире учёным, получившим сразу две нобелевки.
Но именно открытая Марией Кюри радиация и погубила её. В 1934 году она скончалась от лучевой болезни.Ранее на сайте pravda-nn.ru cообщалось, что в выставочном пакгаузе Нижнего Новгорода начала работу научно-художественная выставка «Атом. Будущее», ее создатели вдохновлялись технологиями будущего, которые обеспечивает для человечества атомная наука и промышленность.
Свежие комментарии