«Исходя из специфики социальной архитектуры России, на данном этапе наиболее важно уделять внимание таким особенностям этого подхода, как анализ потребностей данного сообщества, учет интересов местных жителей и популяризация эффективных решений в российском медиапространстве», — заявил доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров, комментируя вопрос переформирования социальной среды в регионах страны.
Полагаю, неверно утверждать, что социальная архитектура в России «только появляется». Социальная архитектура как форма организации социального пространства в интересах активных и влиятельных социальных групп существовала в России на протяжении многих веков. Так, нельзя не заметить перемен в проектировке и строительстве российского общества при Иване Грозном и Петре I, при Екатерине II и Александре II, не говоря уже о советском периоде нашей истории. Другое дело, что при этом социальное пространство менялось, исходя из интересов только тех слоев правящего, реже делового, сословия, на которых опирался в своих реформах глава государства. Даже во времена СССР, когда все делалось, казалось, во имя и на благо советского народа, конкретное содержание этого блага определялось партийной и советской номенклатурой.В последнее время под социальной архитектурой понимают подход к социальному проектированию, который отвечает потребностям всех социальных слоев, способствуя их интеграции на основе общности интересов. Это предполагает наличие и соблюдение социального контракта между властью, бизнесом и гражданским обществом, с ясным перечнем прав и обязанностей каждой из сторон.
Исходя из специфики социальной архитектуры России, как она изменялась на протяжении столетий, я считаю, что на данном этапе наиболее важно уделять внимание таким особенностям этого подхода, как анализ потребностей данного сообщества, учет интересов местных жителей и популяризация эффективных решений в российском медиапространстве.
В Нижнем Новгороде, где я живу, наиболее удачно элементы социальной архитектуры, на мой взгляд, проявляются в достаточно широком участии городских жителей в выборе территорий для благоустройства – дворов, площадок, скверов. Хотелось бы, чтобы такая практика была перенесена также на решение общегородских проблем – жилищно-коммунальной, транспортной, экологической, миграционной и др.
Свежие комментарии