На прошлой неделе в Нижнем Новгороде состоялась встреча с космонавтом Сергеем Корсаковым. Встречу организовал Нижегородский планетарий им. Г.М. Гречко в Информационном центре по атомной энергии. Небольшой зал был заполнен мечтателями всех возрастов: космонавта внимательнейшим образом выслушали, а затем задали вопросы.
Ко всему готовы «Космический экипаж формируется в течение двух лет: полтора года он функционирует как дублирующий и еще полгода как основной. Всё это время идет серьезнейшая подготовка к полету, – рассказывает Сергей Корсаков о пройденном им пути. – Самая, наверное, интересная часть подготовки – подготовка к выходу в открытый космос. Есть специальное оборудование, гидролаборатория с бассейном глубиной 12 метров, на дне которого установлен макет наружной поверхности станции.И вот все испытания успешно пройдены. Остается примерно месяц до полета»… Традиция за традицией «Согласно сложившейся традиции, мы ставим свои подписи в Книге памяти имени Гагарина и посещаем Красную площадь: там возлагаем цветы к Кремлевской стене, где захоронены первый космонавт Земли Юрий Гагарин, конструктор космических кораблей Сергей Королев и другие важные деятели космонавтики.
На следующий день в Звездном городке традиционно происходит так называемый торжественный завтрак, где нас провожают семьи, коллеги и руководство, после чего автобус везет нас на аэродром, откуда уже двумя самолетами летим на Байконур. Самолетов два: основной экипаж летит на одном самолете, дублирующий – на другом. Прибываем за две-три недели до старта: это необходимо для того, чтобы пройти карантин, и в условиях полной обсервации продолжаем готовиться к полету. В частности, среди важных операций – примерка скафандров с проверкой на герметичность. Скафандры шьются индивидуально на каждого космонавта, срок службы – три-четыре года, так что на пару полетов может хватить. Происходит примерка специальных ложементов – кресел, которые отливаются по форме нашего тела и позволяют снизить нагрузку при посадке. И – «примерка корабля». Мы в скафандрах размещаемся в уже готовом, собранном корабле, оцениваем удобство размещения и управления, при необходимости делаем замечания, и на второй примерке подписываем документ, что готовы на данном корабле лететь и выполнить все поставленные задачи.
Параллельно собираем личные вещи, проходим некоторые медицинские процедуры.
Сажаем саженцы на Аллее космонавтов: это тоже традиция, у каждого космонавта есть «свое» дерево.
За три дня до старта экипаж выезжает на торжественный вывоз ракеты. Она идет по специальным рельсам на стартовую площадку, а под рельсы традиционно подкладывают монетки, которые расплющиваются и становятся памятными сувенирами.
В день старта под традиционную песню «Земля в иллюминаторе» садимся в автобус, который везет нас в монтажно-испытательный комплекс. Там мы надеваем скафандры. Считается, что после этого их уже нельзя расстегивать… но это правило постоянно нарушается, потому что по этому поводу тоже есть традиция. На полпути к ракете происходит как бы неожиданная, но на самом деле запланированная остановка, заложенная еще Юрием Гагариным. Перед полетом Юрий Алексеевич вышел по физиологической нужде и справил оную на колесо автобуса. С тех пор все космонавты эту традицию свято соблюдают и, разумеется, расстегивают скафандры.
Кульминация долгих лет подготовки – когда ракета начинает отрываться от земли, тебя вдавливает в кресло и понимаешь, что – вот, мечта начинает сбываться. Это очень волнительный момент!
Процесс выведения корабля на орбиту длится чуть больше восьми минут. Еще через три с небольшим часа мы приближаемся к МКС – раньше этот процесс занимал двое суток – и стыкуемся в автоматическом режиме. Перебираемся на станцию. Нас встречают коллеги, которые провели на станции полгода и, конечно, они безумно счастливы нас видеть, а мы счастливы видеть их. Происходит знакомство с «домом», где нам предстоит провести свои полгода.
Каждый день расписан по минутам, работы очень много, один вид деятельности сменяется другим. Немало времени уходит и на поддержание своего организма в нужной форме: в полете необходимо заниматься на беговой дорожке и всяческих тренажерах.
Шесть месяцев пролетели очень быстро, возвращаться не хотелось. Но, тем не менее, в нужный момент мы перешли в корабль, отстыковались, выдали тормозной импульс… в атмосфере погасили вторую космическую скорость, на высоте десять километров раскрыли парашют: миссия выполнена, осталось только совершить мягкую посадку. Впрочем, мягкая посадка – одно название: ощущения такие, словно тебя хорошо приложили по спине лопатой, а в черепной коробке явственно всколыхнулся мозг.
На полигоне ждет поисково-спасательная бригада; они открывают люк, и ты вдыхаешь свежий степной воздух с примесью гари от двигателей, очень сладкий и приятный, потому что это совсем не тот воздух, который был тысячу раз пропущен на МКС через систему очистки. Нас достают из капсулы и несут на руках – не потому, что мы такие вот герои, но просто первые часы, действительно, очень тяжело ходить, несмотря на все ежедневные тренировки. По ощущениям, мышцы могут быть прокачаны даже лучше, чем на Земле – но то крупные мышцы, а вот многочисленные мелкие, которые отвечают за координацию, за равновесие, прокачивать не удается, и мозг примерно в течение полугода переучивается на гравитацию от существования в условиях невесомости.
Затем три недели острой реабилитации. Мы восстанавливаемся под наблюдением врачей, плюс над нами проводят некоторые опыты и исследования: состояние организма человека, вернувшегося из космоса, сильно отличается от обычного.
Ну а потом… ждем следующего полета!» «Мне хотелось показать невесомость» – Сергей, какой уникальный опыт вы приобрели в космосе?
– Меняется восприятие всей жизни, происходит переоценка ценностей. Все земные распри и проблемы кажутся мелкими, когда смотришь из космоса на Землю. Как говорят все космонавты, «из космоса границ не видно». Конфликты выглядят мелкими и непонятными, и ничто не мешает человечеству забыть о них, чтобы заняться действительно важным делом – исследованием Вселенной. То же самое и в отношении собственной жизни – можно и нужно относиться ко всему проще.– Что нужно для того, чтобы стать космонавтом?
– Прежде всего, необходимо получить профессию, причем желательно, чтобы она была технической и связанной с космосом. Или, как вариант, быть военным летчиком или врачом. Такие профессии очень приветствуются у будущих космонавтов. Ну а всему остальному – как управлять космическим кораблем, как его ремонтировать, как жить на станции, как приготовить себе еду, как провести научный эксперимент, как работает скафандр и многому другому – научат в отряде.– А вы как стали космонавтом? Мечтали об этом?
– Конечно, мечтал. Но, так как я был прагматичным ребенком и понимал, что такое вряд ли возможно, то поначалу мечтал немного о другом – чтобы стать моряком или еще кем-то вроде того. А вот когда, оканчивая школу, выбирал, куда пойти, решил, что буду заниматься ракетными двигателями – это ведь самое сердце ракеты, а мне хотелось быть причастным к космосу и великому делу освоения Вселенной. В итоге это позволило мне реализовать, казалось бы, несбыточную детскую мечту.– Есть ли у космонавтов на станции свободное, личное время?
– Да, непременно. Несмотря на то, что дел очень много, каждому человеку необходимо отдыхать и заниматься чем-то для души. У каждого есть около полутора часов в день, которые можно использовать по собственному усмотрению: позвонить родным на Землю, посмотреть в иллюминатор… Многие космонавты любят заниматься музыкой – на станции есть синтезатор, гитара, скрипка. Моим любимым времяпрепровождением было играть на гитаре, причем не только «для себя». Так совпало, что мы вместе с группой «Уматурман» записали клип «Звезды» – первый в мире музыкальный клип, снятый в космосе. Мне хотелось показать невесомость… Не закрепиться ногами и играть на фоне Земли, а именно парить в воздухе и играть. При этом очень сложно контролировать свое вращение в условиях отсутствия гравитации, чтобы это было красиво. В общем, я записал видео, свою партию гитары и вокал, а ребята на Земле сняли свою часть клипа.Тут же состоялось прямое включение видеосвязи с Владимиром Кристовским, тепло приветствовавшим собравшихся и космонавта Сергея Корсакова, с которым музыкант успел сдружиться. Владимир рассказал, что, в общем, к этому клипу он шел в последние годы.
«У меня был ряд проектов, так или иначе связанных с космосом, – сообщил он. – Текст песни прислала моя подписчица в соцсети, поэтесса: она присылала мне стихи периодически, но песен на них как-то не рождалось, а этот я сразу «услышал». Конечно, нам очень повезло с Сергеем, что он оказался таким музыкальным и что любит отдыхать с гитарой в руках. Не иначе, так сошлись звезды!»
Мария Федотова
Свежие комментарии