Своего отца нижегородка Ольга Белова не помнит. Когда в октябре 1941 года он ушёл на фронт, ей было всего два месяца. В память о нём остались пара фотографий и письма с фронта. Последнее – от 10 мая 1942 года. После этого пришло извещение: Василий Челноков пропал без вести. Эта неизвестность не давала дочери покоя.
И она отправилась в путь. Представлен к ордену Ольга Васильевна признаётся, что только в зрелом возрасте стала вдумчиво читать письма отца. Ей важно было как можно больше узнать о нём, побывать там, где он провёл последние дни своей жизни. Это словно приблизило бы её к нему…В извещении говорится, что Василий Челноков пропал без вести 31 августа 1942 года у деревни Векшино Калининской области, сейчас Тверской. Но этой деревни уже давно нет. Где искать?
«Мы с сыном Ильёй поехали к открытому в 2020 году Ржевскому мемориалу советскому солдату, – рассказывает Ольга Васильевна. – Вдруг за столько десятилетий о папиной судьбе что-то выяснилось, и мы там, на мемориале, найдём его фамилию? Но увы».
Однако новости всё же появились.
«Мам, а ты знаешь, что дедушка был представлен к ордену Красной Звезды?» – спросил однажды Илья.
Внук защитника Родины нашёл в интернете наградной лист.
Ольга Васильевна о награде ничего не знала. Она с волнением прочитала в документе, что при наступлении на деревню Дьяково 28 декабря 1941 года Василий Челноков расстрелял из миномёта два отделения фашистской пехоты, уничтожил три огневых точки противника. «Умело и быстро меняя огневую позицию под сильным ураганным огнём противника, уничтожая его, сохранил свой боевой расчёт», – указывалось в наградном листе.
И далее: достоин представления к ордену Красной Звезды.«Он ведь семье о своём подвиге ничего не сообщил, – рассказывает наша героиня. – В письме от 4 января упомянул только: «С 17 декабря пережито много, всего не опишешь, да и ни к чему».
13 писем отца с фронта сохранилось у Ольги Беловой. То самое место Ещё в одном письме Василий Алексеевич сообщал, что смотрит на Волгу, а она в этом месте такая маленькая, как Кудьма.
«Я спросила сына, где Волга может быть такой, – продолжает Ольга Белова. – Он предположил, что у города Зубцов Тверской области. Мы поехали туда. Там большой мемориал. Искали папину фамилию. Не нашли».
Но Ольга Васильевна не успокоилась. В этом году они с сыном поехали туда, где, судя по картам, могла находиться деревня Векшино.
«Я надеялась, что, может, табличка установлена: здесь была деревня Векшино, – рассказывает наша собеседница. – Но указателя нет. Повсюду только трава, кусты. Даже троп каких-то не оказалось».
Невысокую Ольгу Васильевну заросли задевали по лицу, но она упрямо шла вперёд.
«Оставив машину, мы прошли четыре километра, но не нашли никаких признаков когда-то существовавшей деревни, – рассказывает дочь героя. – И вдруг, на наше счастье, едет машина. Мы остановили её».
Водитель и пассажир оказались местными егерями. Один из них показал точное место, где находилась деревня Векшино.
Ольга Васильевна спросила, почему в извещении говорится, что её отец пропал без вести – ведь по окончании боя свои могли видеть, кто убит. Егерь ответил, что бои здесь гремели такие, что было просто не до этого. Убитых лишь наспех присыпали землёй.
Когда врага оттеснили, в этих местах никого не осталось. Векшино и близлежащие деревни были уничтожены немцами.
«Папа в одном из писем так и писал: «Проклятый фашистский враг буквально жжёт все деревни. Хорошо, если где уцелеют несколько домов», – говорит дочь миномётчика.
После войны Векшино и другие местные деревни не возродились. Округа заросла. Здесь стали пасти колхозные стада.
Потом и колхозов не стало. Но в истории началась новая страница. Сюда стали приезжать поисковые отряды.
«Егерь рассказал, что раскопки здесь велись с начала 1990‑х и до 2023 года, – продолжает Ольга Васильевна. – Каждый год поисковики поднимали останки наших бойцов. Их везли в деревню Веригино. Там открыли мемориал». Благодарность дочери и сестры Мать и сын отправились к мемориалу в Веригино. Там захоронено более 12 тысяч бойцов и командиров Красной армии. Свыше 1150 имён установлено. Есть плиты с фотографиями погибших бойцов. И есть братское могилы.
«Я поняла: в одной из них мой папа, – с трудом сдерживая эмоции, поделилась с нами Ольга Васильевна. – Теперь есть место, где я могу ему поклониться…»
Нижегородка вместе с сыном съездила в Подольск, в Центральный архив Министерства обороны России. Там документально подтвердили: Василий Алексеевич Челноков действительно был представлен к ордену Красной Звезды.
Успел ли он получить награду, неизвестно.
«Да это и не так важно, – говорит дочь. – Я знаю: мой папа, ушедший на фронт добровольцем, оставивший дома жену и троих детей, отважно защищал Родину. Он герой».
Теперь нижегородка хотела бы побывать на месте гибели старшего брата Бориса. Узнав, что отец пропал без вести, он добровольцем ушёл на фронт. Ему было 17 лет.
Приходили ли от него письма, Ольга Васильевна не знает. Осталась только похоронка: Борис Челноков погиб 5 октября 1943 года.
«Брат погиб в Днепропетровской области, населённый пункт Днепрокаменка, – рассказывает сестра бойца. – Я верю: настанет момент, когда я смогу туда поехать. Может быть, сохранился мемориал. Тогда я и Боречке смогу поклониться».
Свежие комментарии