
Кино – это настоящая сказка, удивительный рукотворный мир, о котором мало кто знает. За созданием того или иного фильма всегда стоит огромная команда. О том, как создается эта сказка, рассказала Юлия Медведева – художник-постановщик из Нижнего Новгорода, которая создавала самые большие декорации в России для сериала «Трудно быть богом» (16+).
Воплотить идеи в жизнь – Кинематографическая завеса тайны часто скрывает то, чем конкретно занимаются люди на площадке. Обычно, чаще выделяют работу режиссера, сценариста или оператора, однако это не умаляет огромного вклада художника в создание фильма. Чем же он занимается?– Художник-постановщик – это автор, работающий в связке с режиссером и оператором по художественной части проекта. Он отвечает за создание всего материального мира героя, всей стилистики и эстетики фильма. У художника может быть целая команда ассистентов, бутафоров и других помощников в зависимости от проекта. Прежде чем начать новый проект, я изучаю сценарий – на этом этапе возникает картинка перед глазами, и ты понимаешь примерный план реализации. Важно не только нарисовать, но и грамотно воплотить в жизнь свои идеи.Сейчас Юлия занята в крупных проектах в Москве, но начинала она в Нижнем Новгороде. За плечами – Нижегородское художественное училище, которое развило творческий взгляд и профессиональные навыки тогда еще будущего художника-постановщика.– После обучения в НХУ мне предложили подать мою дипломную работу для отбора во ВГИК на художника-постановщика в кино. А уже на последнем курсе во ВГИКе моим дипломом стал цикл акварельных картин, выполненных по произведению Эмиля Золя «Дамское счастье», который выставлялся в Третьяковской галерее.
Меня приняли, и уже благодаря своему преподавателю, я попала в большие проекты, – продолжает рассказывать Юлия Медведева.– Какой был ваш первый проект? Какая задача стояла перед вами?
– Первым проектом был сериал «Ясмин» (16+). Мой мастер, Сергей Иванов, позвал меня поучаствовать в этом проекте в роли бутафора. Это было около двух дней, однако задачи были интересные: мне нужно было расписать стены и реквизит в восточном стиле. Создать город В конце октября завершились съемки многосерийной адаптации самой известной повести фантастов – «Трудно быть богом». В центре сюжета – прогрессор Антон, ученый с Земли, наблюдающий за развитием средневекового государства Арканар на далекой планете. Чтобы оживить мир повести, создателям сериала необходимо было построить полноценный киногород – именно этим и занималась Юлия Медведева.
– Что же для этого было необходимо?
– В августе этого года мы завершили возведение самой грандиозной декорации. Задача стояла успеть до начала съемок. И мы успешно с этим справились, всего за 3 месяца. За это время на строительство декорации было потрачено больше 10 тыс. кубических метров пенопласта, 50 тонн краски, тысяча тонн металла, 2 тыс. винтовых свай! А работали над декорациями более 320 человек, в том числе 170 художников-бутафоров.
– С какими трудностями вы столкнулись на этапе подготовки?
– С самым большим творческим вызовом я столкнулась во время самой стройки, когда необходимо было принимать кардинальные решения за короткий срок. В то время, когда создавались декорации, неожиданно возникала необходимость вносить какие-то изменения в конструкции, и я меняла детали, чертила их заново, рисовала новые буквально в поле. Кроме того, нас ограничивали строгие временные сроки: задача стояла не просто успеть до съемок, но еще, чтобы это было красиво и качественно выполнено. Это было особенно важно, ведь декорация Арканар не будет разрушена и после съемок, как обычно это происходит, а останется жить в киногороде Москино.
Юлия Медведева – художник-постановщик кино и ТВ (Москва), выпускница Нижегородского художественного училища и ВГИКа, автор персональных выставок и интерьеров, художник-постановщик в сериалах и кино, в том числе главный художник-декоратор на застройке Брестской крепости в х/ф «В списках не значится…» (18+), главный художник на застройке самой большой декорации в России в х/ф «Трудно быть богом» (16+).
Проекты Юлии в качестве ассистента художника-постановщика, художника-постановщика, художника-декоратора, художника-бутафора: «Меморандум Парвуса» или «Демон революции» (12+), реж. В. Хотиненко; «Девятая» (18+), реж. Н. Хомерики; «Конек-Горбунок» (6+) реж. О. Погодин; «Петр I:последний Царь и первый император» (12+) А. Кравчук, К. Федулов; «Угрюм-река» (18+), реж. Ю. Мороз; «Праведник» (18+), реж. С. Урсуляк; «ГДР» (18+), реж. С. Попов; «ЖЫЫЫзнь» (18+), реж.Э. Никогосян, А. Бойков и др. Невостребованный ресурс – В нашей стране огромное количество талантов, которые рано или поздно переезжают в столицу, поскольку именно там, по их мнению, и «бурлит» жизнь. А есть ли потенциал у регионов, чтобы подняться до столичного уровня? Чего не хватает регионам, чтобы развить съемочный потенциал?
– В регионах не хватает финансирования этой отрасли. Из-за этого все специалисты уезжают работать в Москву. Например, у нас прекрасный, живописный город, где есть много уютных улочек, исторических зданий, старых домов, которые бы идеально вписались в кино. Но этого мало.– Достаточно ли в городе ресурсов для реализации смелых художественных проектов? (декорационные цеха, материалы, специалисты).
– Как мне кажется, команду специалистов собрать можно. Там, где я работаю, много талантливых ребят, которые учились в Нижнем, а потом уехали работать в Москву. Я вижу проблему в том, что тут для дальнейшего развития в этой сфере не хватает материальной составляющей, ее основа – продюсеры, которые как раз и начинают производство фильмов.
– Если бы вам предложили снять рекламный ролик «Нижний Новгород – кинематографическая жемчужина России», какие три локации вы бы обязательно в него включили и почему?
– Конечно же, наши набережные с прекрасными видами на Стрелку, также Рождественскую улицу с ее прекрасной архитектурой, интересными, фактурными двориками. А особняки и усадьбы XIX-XX веков – это наше достояние, наша история, которую точно нужно изобразить в кино.
– Есть ли мечта, которую вы бы хотели оформить в проект и реализовать?
– У меня был проект, фантастическая сказка, для которой я разрабатывала эскизы мира, персонажей. К сожалению, этот проект так и не сняли, потому что не нашли финансирования. Вот его бы с удовольствием хотелось воплотить в жизнь. Советы начинающим Юлия подготовила целый список задач для тех, кто хочет стать художником-постановщиком и развиваться в этом направлении:
1. Получите профессиональное образование в области искусства, дизайна, театра или кино. Многим художникам-постановщикам полезно изучать рисование, архитектуру, историю искусства и сценографию.
2. Участвуйте в различных проектах, таких как театральные постановки, короткометражные фильмы или независимые фильмы. Чем больше опыта вы получите, тем лучше вы сможете понимать процесс создания художественного оформления.
3. Создайте разнообразное портфолио, которое продемонстрирует ваш стиль и способности. Включите в него работы, которые показывают вашу креативность и оригинальность.
4. Заведите профессиональные знакомства в киноиндустрии. Участвуйте в фестивалях, выставках и семинарах, общайтесь с коллегами и потенциальными работодателями.
5. Развивайте свой собственный стиль и подход к работе. Будьте открыты к новым идеям и экспериментам с различными визуальными языками.
6. Умение работать в команде – это важная часть работы любого художника-постановщика. Обсуждайте свои идеи с режиссерами, операторами и другими членами команды.
7. Занимайтесь изучением и анализом различных стилей, эпох и культур. Вдохновение можно найти везде – в книгах, живописи, музыке, архитектуре и других формах искусства.
8. Освойте программное обеспечение для 3D-моделирования и графического дизайна, такие как AutoCAD, SketchUp, Adobe Photoshop и другие. Это поможет вам визуализировать и представить свои идеи.
9. Участвуйте в конкурсах и подавайте свои работы на награды. Это может повысить вашу видимость и репутацию в индустрии.
10. Будьте готовы учиться и адаптироваться. Киноиндустрия постоянно меняется, поэтому важно оставаться в курсе новых тенденций и технологий.
Самое главное, чем делится Юлия:
«Работа художника-постановщика требует терпения, трудолюбия и увлечения, так что на пути к успеху важно оставаться мотивированным, быть страстным к своему делу».
Александра Поспелова

Свежие комментарии