
Экспедиции по изучению редких животных, выездные занятия в школах и колледжах региона, научное волонтёрство, биотехнические мероприятия – проект «Сокровища биоразнообразия Нижегородской области: ищем, изучаем, сохраняем» при поддержке Фонда президентских грантов помогает научиться ответственному отношению к живой природе.
Присоединиться к проекту для изучения и охраны регионального биоразнообразия может каждый житель области. Развитие экологического просвещения – одна из задач национального проекта «Экологическое благополучие». Где ты, выхухоль? Первыми научными волонтёрами проекта «Сокровища биоразнообразия» стали студенты Мининского университета, к которым уже присоединяются школьники и взрослые добровольцы со всего региона.Команда проекта участвует в полевых тренингах, чтобы научиться читать следы диких животных. В ноябре научный консультант проекта, кандидат биологических наук Сергей Бакка провёл для нижегородских студентов мастер-класс.
«Мы ездили в Борские луга, где находится сеть озёр, искать выхухолевые норы для учёта, – рассказывает научный волонтёр, студент Мининского университета Степан Шушков. – Русская выхухоль – редкий зверёк, занесённый в Красную книгу. Это очень скрытное животное, его можно обнаружить только по норкам под водой, причём выхухоль живёт в ондатровых или бобровых норах. Мы нашли шесть таких норок общего обитания. Такой результат очень порадовал: значит, русская выхухоль продолжает обитать в борских лугах, совсем рядом с Нижним Новгородом, и наша задача – сохранить её среду обитания».
Участники проекта проводят экологические субботники, чистят от мусора леса и берега рек. Вклад в науку Участники проекта активно занимаются научным волонтёрством – отправляют фотографии интересных представителей флоры и фауны на международную платформу iNaturalist.com. У Степана Шушкова там уже 61 публикация.
«Я отправлял на платформу фотографии мальвы, хвоща, шалфея, который я обнаружил на Стрелке,– рассказывает Степан. – Самый интересный обнаруженный мной объект живой природы – паук-оса, у которого нижняя часть тела окрашена, как у осы. Очень много краснокнижных объектов есть в Артёмовских лугах, в Зелёном Городе».Активисты также ездят по школам и колледжам области с тренингами и обучающими мероприятиями. Например, волонтёр проекта, студент Мининского университета Даниил Турусов провёл занятия в Новосмолинской школе № 8 Володарского района.
«Теперь благодаря новосмолинским школьникам может быть расширен перечень местообитаний морошки в Красной книге Нижегородской области, – говорит Даниил. – Так что вклад в науку можно делать уже со школьной скамьи».
Сотрудник проекта Павел Лобов провёл осеннюю экскурсию в «АртЛугах» для второклассников из «Школы 800». Юные следопыты обнаружили следы лося, познакомились с птичьим трио в составе пухляка, ополовника и поползня. Такие живые уроки – лучший способ показать детям, что природа, полная загадок и открытий, находится прямо рядом с нами, и все мы ответственны за её сохранение. Дом для беркута Кроме просветительских акций участники проекта оказывают и непосредственную помощь природе. Осенью добровольцы ездили в самые глухие уголки Камско-Бакалдинских болот, чтобы установить гнездовые плотики для чернозобой гагары и искусственные гнёзда для беркута.
А ведь даже подобрать подходящее дерево для дома беркута – орла с размахом крыльев до двух метров – задача непростая. Нужно учитывать высоту и устойчивость дерева, удалённость от людей и надёжно закрепить платформу на высоте 25 метров! Защитники природы с задачей справились. Платформы разместили там, где беркутов видели несколько лет назад. Весной ждут новосёлов.«У нас нет запасной планеты, – говорит руководитель проекта, сотрудник общественной организации «Вьюница», доцент кафедры биологии, экологии и методик обучения Мининского университета Надежда Киселёва. – Каждый наш шаг оставляет след. Заводы, города, дороги, поля – мы постоянно преобразуем планету, часто не задумываясь о последствиях. Леса, эти зелёные лёгкие Земли, исчезают с пугающей скоростью. А вместе с ними бесшумно уходят их настоящие хозяева – животные и растения. Надеюсь, что наши занятия помогут детям и взрослым осознать свою ответственность перед природой».
Свежие комментарии