Для некоторых людей анализ новых фильмов и сериалов — не развлечение, а настоящая работа. Как устроена работа кинокритика? Какие тенденции ждут нас в будущем? Корреспондент редакции «МолодёжННо» поговорила об этом с известным российским журналистом, телеведущим, автором проекта «Кинокритик против» Николаем Никулиным.
一 Николай, что привлекло вас в профессии кинокритика? Что было для вас решающим моментом в начале вашей карьеры?一 С одной стороны, это самый легкий способ найти площадку для самовыражения, когда у тебя диплом филолога, философа и пр. С другой, это честный диалог с читателем. Ты ничего не обещаешь, как это делают составители гороскопов, и не стараешься намеренно читателя рассмешить, как это делают составители анекдотов, — ты просто такой, какой есть, со своим образованием, бэкграуном, чувством прекрасного и страхом, что читатель не поймет твою мысль и не согласиться с твоей оценкой.
Мне трудно вспомнить, как начался этот путь. Наверное, в нем не было точки старта, а был процесс, этакая трансформация из простого журналиста, которого посылали от газеты «Комсомольская правда» на съемки «Папиных дочек», до эссеиста, которому позволено высказывать свое мнение и делиться советами. На самом деле каждый человек может и должен делиться своими соображениями по поводу просмотренного фильма. Вопрос в умении и мастерстве.
Кинокритик — это профессия. Хочешь быть кинокритиком — будь им. Особенно, если редактор великодушно разрешает тебе вести свою колонку.
一 Считаете ли вы, что критика должна быть объективной, или каждый критик все-таки не может избежать личных предпочтений?
Что для вас более важно в фильме: техническое мастерство или эмоциональная связь с зрителем?一 Критика любят за его стиль. Как, кстати, и кино. Чтобы было понятнее: возьмем, к примеру, фильмы ужасов. Они определяются не содержанием. Признаки, вампиры, зомби могут быть и в комедиях. Ужасы определяются стилем и атмосферой. Тоже самое можно сказать об оценке человека, претендующего быть арбитром вкуса.
Быть субъективным — это быть самим собой и вырабатывать свои художественные правила.
Я не разделяю эмоциональную связь и техническое мастерство, поскольку первое создается при помощи второго.一 Как вы оцениваете современное состояние киноиндустрии? Какие изменения, по вашему мнению, происходят в последние годы?
一 Российская киноиндустрия должна дать специальный приз «Нетфликсу» за уход с нашего рынка. Отечественные стриминги только выиграли, в результате мы имеем такие проекты, как «Слово пацана» (18+), «Амура» (18+), «Лихие» (18+), «Убойный отпуск» и т.д.
Что касается мировой индустрии, есть тенденция в жанровой оболочке говорить о самых болезненных и травматических вещах — о расизме, домашнем насилии, неравенстве, нелюбви.
一 Какие тренды в киноиндустрии, на ваш взгляд, будут определять будущее кино в ближайшие десятилетие?
一 Бесперспективная борьба с искусственным интеллектом.
一 Есть ли у вас любимый фильм или режиссер, который всегда будет в вашем топе? Почему именно он?
一 Шон Бейкер (четырехкратный лауреат «Оскара», режиссёр «Аноры» (18+) — потому что, не обманывает, когда рассказывает о трудностях трущобной жизни, и сохраняет чувство юмора, чтобы окончательно не впасть в депрессию.
一 И последний вопрос — в чем сила?
一 В умении даже в самом простом вопросе найти отсылку к классике кинематографа.
Анна Попкова, редакция «МолодёжННо»
Свежие комментарии