В этом году рынок труда попал в зону высокой турбулентности. Эксперты говорят о дефиците синих воротничков и молодых специалистов, изменении гендерных и возрастных границ, сокращении количества резюме в целом. Как работодатели и соискатели справлялись с новой реальностью и чего ждать от рынка труда в ближайшее время?
Синие воротничкиПосле объявления о начале специальной военной операции произошёл обвал рынка вакансий. Однако потом началось его поэтапное восстановление. Это непростая ситуация для работодателя, но выгодная для соискателя, многие из которых сегодня на вес золота. Правда, справедливо это не для всех сфер.
По данным hh.ru, сегодня самая высокая конкуренция на рынке труда сохраняется среди юристов, начинающих специалистов, представителей сфер науки и образования, бухгалтерии и финансов, управления персоналом и административного персонала.
В разы превышает предложение спрос на представителей сферы продаж. Осенью аналитики зафиксировали небывалый подъём спроса на специалистов рабочих профессий.
«Прогнозируем, что спрос на соискателей рабочих специальностей будет расти, а предложение людей – нет. Активность людей на рынке труда в этой профессиональной группе снижается. Не стоит забывать: эта категория – одна из самых активно мобилизуемых», – отметила главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина.
Та же ситуация в строительстве. Снизилась активность кандидатов и в автомобильном бизнесе, который оказался одной из самых пострадавших отраслей за последние 10 лет: сначала кризисы 2008 и 2014 годов, потом COVID‑19, теперь санкции.
Очень востребованы сегодня логисты, грузчики, кладовщики.
По итогам 2022 года самые востребованные профессии в регионе – менеджер по продажам, продавец и водитель. Не женское дело
Частичная мобилизация повлияла и на гендерную сторону рынка труда в России.
«Если говорить о влиянии мобилизации, мы заметили (и работодатели это подтверждают), что соискатели-мужчины перестали отвечать на звонки рекрутёров, поскольку те звонят с неизвестных номеров. По нашим данным, можно говорить о недозвоне почти в 50% случаев», – отметила Наталья Данина.
По данным SuperJob, изменения в соотношении мужчин и женщин уже коснулись позиций, где можно найти место работы, не требующее приложения значительной физической силы.
«Доля соискателей-женщин за 9 месяцев выросла на 5 – 6 процентных пунктов среди курьеров и комплектовщиков, – говорится в исследовании SuperJob. – На столько же изменилось гендерное соотношение среди специалистов по тестированию программного обеспечения и менеджеров по продажам. Среди специалистов отделов сбыта численный перевес, пусть и минимальный, сейчас на стороне женщин». Высокий спрос
Штормило в этом году и IТ-сектор. Спрос на IТ-специалистов подогревает цифровизация экономики. Но если до начала 2022 года число вакансий в этой сфере активно росло, то с марта эксперты отмечают сокращение. Дело в том, что на рынок выходят те, кто увидел перспективу в IТ-отрасли и переучился. Но у них за плечами лишь курсы подготовки. А вот высококлассные IТ-специалисты по-прежнему в дефиците.
«Уровень конкуренции среди IТ-специалистов вырос до 3,9 – небывалый показатель для этой сферы за последние несколько лет, – отмечает Наталья Данина. – В первую очередь тренд связан с повышенным интересом кандидатов к вакансиям – число резюме от месяца к месяцу растёт».
В результате IТ-специалистам пришлось поумерить свои зарплатные ожидания.
«Улучшается ситуация и с так называемым зарплатным пузырём, когда соискатели рассчитывали на определённый уровень зарплат, который был едва сопоставим с рыночным. Теперь IТ-специалисты становятся более договороспособными, и это хорошая новость для компаний», – говорит главный эксперт hh.ru по рынку труда. Попали в «яму»
Сегодня на рынок труда серьёзное влияние оказывает не только внешнеполитическая обстановка, но и демографическая «яма», которая явилась следствием низкой рождаемости в 90‑х годах.
Так, в SuperJob отметили, что вырос средний возраст соискателей-мужчин. Так, системные администраторы, инженеры КИПиА и механики «постарели» сразу на три года; охранники, фрезеровщики, энергетики, электромонтёры, плотники и операторы станков с ЧПУ – на два года. Важно понимать: количество «возрастных» соискателей не стало больше – процентное соотношение изменилось за счёт уменьшения числа соискателей моложе 45 лет.
«Очевидно, что спецоперация уже привела к значительным изменениям на рынке труда. Демография и СВО побеждают гендерную и возрастную дискриминации быстрее, чем все законодательные усилия вместе взятые, и происходит это исключительно из-за дефицита рабочих рук», – говорится в исследовании SuperJob.
В hh.ru также отмечают, что количество людей в наиболее трудоспособном возрасте 20 – 24 лет неуклонно снижается начиная с 90‑х годов. Сегодня на рынке труда насчитывается не более 7 млн соискателей в возрасте 20 – 24 лет, хотя 10 лет назад их было свыше 12 млн.
«Конечно, это ужасающие цифры: мы видим почти двукратное сокращение людей в самой молодой когорте соискателей. И этих специалистов станет ещё меньше», – отметила Наталья Данина.
Но у этой тенденции есть и позитивный эффект – кандидаты зрелого возраста будут более востребованы.
Свежие комментарии