Четверть века назад зритель впервые узнал героев «Бандитского Петербурга». Сериала, который и положил моду на фильмы о суровых буднях отечественных бандюганов. Как родилась идея картины? Кто из актёров так и не смог в ней сыграть? И почему Дмитрий Певцов, Алексей Серебряков и Ольга Дроздова отказались играть в продолжении?
Взяли в команду Всё началось с серии криминальных очерков, написанных 29-летним питерским журналистом Андреем Константиновым в 1992 году. Выходили они под заголовком «Бандитский Петербург». Эти 13 статей и легли в основу одноимённой книги. А позже Константинов на их основе выпустил цикл романов.К этому времени знаменитый режиссёр Владимир Бортко искал материал для своего будущего сериала.
«Я искал сюжет о современных богатых людях, «новых русских», совершенно их не осуждая, а пытаясь понять, что ими двигало с самого начала и что это за люди, – рассказал нам сам Владимир Бортко. – Я пришёл к автору «Бандитского Петербурга» Константинову, и он сказал: «Ну почитайте, что у меня есть». Я обложку его книги видел на развалах, которые стояли на улицах. Подумал – ну что там может быть хорошего? Начал читать и закрыл её только утром. Это очень увлекательно! И я сразу понял, что надо снимать фильм».
В роли журналиста Обнорского сам Андрей Константинов видел только Александра Домогарова. Однако Владимир Бортко хотел снимать Дмитрия Нагиева. Автора книг образ шоумена смущал, он не верил, что Нагиев сможет сыграть эту роль. Бортко же нравился немного восточный типаж Нагиева. К тому же он сомневался в Домогарове – в первую очередь из-за его пристрастия к выпивке.
«Бортко говорил, что Домогаров, мол, много пьёт и вообще приехал с рожей опухшей на пробы», – вспоминал Андрей Константинов.
Но в итоге он Домогарова всё-таки отстоял. А взамен согласился, что роль Кати сыграет Ольга Дроздова. Самому Константинову казалось, что под придуманный им образ больше подходит Екатерина Стриженова, которая очень понравилась ему в сериале «Графиня де Монсоро».
Бортко же считал, что автор нарисовал выдуманную женщину и таких просто не существует в природе.
«Он сказал, что я, как Достоевский, придумал Настасью Филипповну, которой в природе быть не может», – вспоминал Константинов.
По мнению режиссёра, больше всего соответствовала роли Ольга Дроздова.
«Эта троица – Певцов, Серебряков и Дроздова определилась сразу, и стало ясно, что никого другого искать не надо», – делился с нами Владимир Бортко.
Дмитрию Певцову сценарий сразу понравился.
«Когда я прочёл сценарий, я понял, что это история современного Гамлета. Гибель родителей, попытка выяснить причину, месть… То есть там было что играть. И несмотря на то, что снят он был на коленках, была пронзительная человеческая история. Сериал сделан очень точно. Поэтому и зрители в конце плачут», – делился с нами сам актёр.
А вот Алексей Серебряков, говорят, поначалу не хотел сниматься в сериале. Но Бортко всё же уговорил его.
В роли Антибиотика режиссёр изначально видел Михаила Ульянова. Но тот сниматься не смог. И тогда Владимир Бортко без проб утвердил Льва Борисова.
Роль фактически изменила жизнь талантливого актёра, которого до этого режиссёры не очень замечали.
«Ты не представляешь, что ты для меня сделал, – я эту роль всю жизнь ждал», – благодарил он потом Андрея Константинова.
На Барона режиссёр хотел пригласить Олега Ефремова, но тот уже не мог сниматься по состоянию здоровья. И роль досталась Кириллу Лаврову. Поставили на счётчик Снимался фильм на мизерные деньги. Большую часть дал один из коммерческих банков, вице-президентом по безопасности которого был бывший начальник питерского уголовного розыска Виктор Егоршин.
Гонорары актёрам платили небольшие –так, съёмочный день Дмитрия Певцова стоил в пределах 300 долларов. Олег Басилашвили снимался и вовсе за сотню долларов в день.
Самый большой гонорар тогда был у Армена Джигарханяна. Легенда гласит, что, получив предложение сняться в сериале, он будто бы заявил: «Полторы тысячи долларов, а сценарий можете не присылать».
Впрочем, деньги в этом случае были не главным. Фильмов в ту пору почти не снимали, и возможность работать сама по себе для многих актёров стала решающей.
В картине снимались и реальные «братки». Самая яркая сцена с их участием – судилище над Резаным, где засветился и сам Константинов. Именно он пригласил настоящих представителей ОПГ, чтобы они придали колорита сцене. Причём «братки» не только сами светились в кадре, но и давали попользоваться своими машинами.
Музыку из «Бандитского Петербурга» можно считать полноценным действующим лицом сериала.
«Володя Бортко поставил мне задачу – должна звучать песня в момент, когда героиня Ольги Дроздовой сидит за столиком на Босфоре и ждёт ребят. И я понимал, какое эмоциональное впечатление должна производить эта мелодия», – делился с нами композитор Игорь Корнелюк.
Заветную мелодию он сочинял два месяца. Но когда песня была записана, Игорю Корнелюку показалось, что текст слишком мудрёный для криминального сериала – «Там для меня горит очаг, как вечный знак…» Автор стихов Регина Лисиц с композитором согласилась и написала другой вариант припева: «Дай мне тебя не потерять, моя любовь – моё спасение».
Однако новый текст на снятые кадры не лёг. На фоне питерских улиц строки «любовь – моё спасение» звучали странновато. В то время как слова про очаг придавали этому какую-то многозначность и многоплановость.
Когда же в сцене с героиней Дроздовой на Босфоре на словах «моя любовь – моё спасение» камера крупно наезжала на бутылку водки, стоящую на столе, песня приобретала комический эффект.
Пришлось вернуться к прежнему варианту. Бортко и не предполагал, каким успехом будет пользоваться песня, которая после выхода фильма зажила самостоятельной жизнью. Печальный финал Несмотря на то, что книг Константинов написал больше, Владимир Бортко планировал экранизировать только две.
«Двумя выстрелами в голову закончилась эта жизнь ребят», – объяснял он нам нежелание снимать продолжение.
Однако продюсерам, видимо, стало жалко отказываться от такого успешного проекта, и они решили его продолжить.
Актёры, чьи герои остались в живых, сниматься согласились. В том числе и Ольга Дроздова.
Однако на съёмках актрису укусила кавказская овчарка. Но съёмочная группа, по словам Дмитрия Певцова, не приняла никаких экстренных мер.
«Они продолжили съёмку, не вызвали скорую. Потом дали водки, посадили в самолёт и отправили в Москву. После этого у Ольги были очень большие проблемы со здоровьем», – негодовал актёр.
Ольге Дроздовой три месяца пришлось бороться за своё здоровье. Съёмочная группа же при этом, как вспоминал Певцов, даже не поинтересовалась её самочувствием.
«Естественно, я был в бешенстве. Самое большое моё желание было взять эту собаку и прийти в кабинет режиссёра, – делился в своё время с нами Дмитрий Певцов. – Мы отказывались сниматься дальше, они уговаривали, а потом режиссёр взял другую актрису».
Правда, как уверял нас начальник производства сериала Борис Вельшер, Дроздова потребовала слишком большие деньги за причинённый ущерб. Поэтому группе пришлось искать другое драматургическое решение.
«Я не знаю, в чём там дело было, но я видел режиссёра Витю Сергеева, который был потрясён тем, как с ним обошлись. И Ольга, и Дима Певцов. Я верил больше ему, – делился с нами Евгений Сидихин. – Его всего трясло, как с ним поговорили Ольга с Димой…»
В итоге в сериале вместо Ольги Дроздовой сначала появилась Ксения Раппопорт, а позже её сменила Анна Самохина.
Однако продолжение «Бандитского Петербурга» вышло настолько слабее первых двух частей, что Константинов, говорят, даже попросил убрать своё имя из титров.
Кстати, у Дмитрия Певцова с Алексеем Серебряковым был свой вариант продолжения сериала.
«Мы хотели, чтобы в той части, где Катя мстит Антибиотику, она бы просто вспоминала о том, что у неё было со Званцевым, с Челищевым – как в продолжении «Крёстного отца», где герой вспоминает о прошлом. И герои продолжают бы жить в сердцах зрителей. А остальные делают своё дело», – делился с нами актёр.
Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, как Владимир Машков вместе с актерами своего театра работал над фильмом «В списках не значился» (12+).
Свежие комментарии