На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

200 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Вообще то министром обороны уже был табуреткин-экономист яко быМинистерство обор...
  • А Кудасов
    А для фельдшера такой отдельно или забыли?Глеб Никитин позд...
  • Вовладар Даров
    Сначала в спектакле обсирает власть, потом сбивает человека на смерть, а теперь просит УДО? С мозгами все у него в по...Адвокаты объяснил...

Музыкальный Паулс: кто был настоящей музой знаменитого композитора

Без этого человека невозможно представить мир современной эстрады. Раймонд Паулс – композитор, чьи песни входят в репертуар звёзд первой величины: Аллы Пугачёвой, Лаймы Вайкуле, Валерия Леонтьева.

Он прошёл непростой путь к успеху. И на этом пути Паулсу пришлось преодолевать не только обстоятельства, но и, главное – самого себя.

 

Полюбите пианиста

В мире музыки он оказался с самого детства. Отец Раймонда Паулса – Вольдемар был потомственным стеклодувом и таким же потомственным музыкантом-любителем. Он играл на барабанах, а дед Раймонда – на скрипке. «Жили бедно, но под звуки музыки», – вспоминал о своём детстве композитор.

Уже в три года Раймонда отдали в детский сад при музыкальном институте в Риге. Каждое утро отец отво­зил ребёнка в город на трамвае под недоумённые взгляды соседей.

Потом грянула война, Вольдемар ушёл на фронт, а семья укрывалась от немцев в селе Видрижи. Там мальчишеская шалость едва не стоила жизни будущему композитору. Вместе с друзьями он набрал патронов, а потом бросил их в печку. Прогремел взрыв, и Раймонд оказался на больничной койке воинского лазарета – врачам чудом удалось спасти мальчику зрение.

После войны Раймонд без особого энтузиазма ходил в музыкальную школу, и за рояль отец буквально загонял его ремнём. Однако постепенно парень вошёл во вкус. И в 14 лет уже подрабатывал тапёром на танцах. А после школы поступил учиться в Латвийскую консерваторию.

Однако классической музыкой он так и не проникся – Паулс тяготел к джазу и эстраде. Ещё во время учёбы он работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов автодорожников и медработников, был концертмейстером, а затем устроился в Рижский эстрадный оркестр Латвийской государственной филармонии. Началась бурная жизнь – репетиции, концерты, поездки по стране.

Гастроли в солнечной Одессе стали для Паулса судьбоносными. Именно там он познакомился со Светланой Епифановой. Эффектная девушка работала гидом в гостинице «Интурист» и случайно оказалась на концерте.

«Мне сказали, что «там какой-то пианист латышский приехал, очень талантливый». Я немного опоздала на концерт, зашла в зал, села в последнем ряду и увидела издалека чёрную точку. Это был Он! За роялем. И вот когда я его увидела, то поняла: всё, Паулс – это моя жертва!» – рассказывала она историю их встречи.

Предчувствие её не обмануло. Даже после отъезда музыкантов они продолжали общаться, и очень скоро Светлана стала наведываться к Паулсу в Ригу. Оставила престижную работу в Одессе и посвятила себя любимому мужчине и его музыке.

О свадьбе они не думали, просто спустя три года пришли в загс и расписались. Регистратор была недовольна – что ещё за свадьба без свидетелей? В итоге эту миссию ей пришлось взять на себя, вторым свидетелем стал местный дворник.

После свадьбы Паулсы отправились в кино – денег хватило только на такое развлечение.

Впрочем, период безденежья скоро закончился и начинался новый этап – успеха и славы. Однако для молодых он стал и серьёзным испытанием.

«Маэстро»

Своё прозвище «Маэстро» Паулс получил ещё во времена ресторанной юности. Он так самозабвенно играл на рояле, что, казалось, просто сливался с ним. Импозантного музыканта осыпали комплиментами, многие жаждали познакомиться лично и закрепить это знакомство бокалом спиртного. К Паулсу всё чаще подходили с предложением выпить вина, и он никому не отказывал. Иногда эти возлияния начинались ещё днём и продолжались до глубокого вечера. После работы Раймонд шёл в ближайший бар, откуда его неизменно вытаскивала Светлана.

Ситуация выходила из-под контроля. Он стал прогуливать репетиции, а однажды не явился на концерт. Даже рождение единственной дочери Анны не заставило его изменить образ жизни. Жена и друзья умоляли его лечь в клинику. И в какой-то момент Паулс понял: если не остановиться, он может потерять всё: семью, работу и даже свою жизнь. Он согласился на лечение.

Избавиться от пагубной привычки стоило неимоверного труда. Капельницы, уколы, процедуры доводили до тошноты. Но он справился. С тех пор Паулс не пьёт совсем, даже бокал шампанского в Новый год.

Жизнь постепенно вернулась в привычное русло. Он стал одним из самых востребованных молодых композиторов Латвии, сформировал репертуар для нескольких ВИА, писал музыку для кино и театра. К его творчеству относились по-разному: кто-то считал его музыку слишком сентиментальной, кто-то – откровенно прозападной. Но сейчас музыкальные критики уверены: именно это сочетание лиризма, народных традиций и модных мировых веяний и сделало творчество Паулса таким ярким и востребованным.

Маэстро возглавил Рижский эстрадный оркестр, и под его руководством он превратился в модный и преуспевающий коллектив. Работать там было мечтой многих исполнителей Латвии. Именно туда пришла на прослушивание 15-летняя начинающая певица Лайма Вайкуле. Она до сих пор с трепетом вспоминает, как после исполнения песни про Ригу Паулс подошёл к ней из темноты концертного зала, похлопал по плечу и сказал: «Малышка, я тебя беру».

Маэстро уже активно занимался собственным творчеством. Первая пластинка песен Раймонда Паулса вышла в 1960-х годах. А в 1970-х он возглавил ансамбль «Модо». Именно в ту пору появился первый по-настоящему громкий хит латвийского композитора – «Листья жёлтые над городом кружатся». Песня доносилась изо всех ресторанов Советского Союза, и сам Паулс даже прозвал её «кабацким шлягером». Однако это был именно тот поворот судьбы, после которых говорят – жизнь никогда уже не будет прежней.

«Миллион алых роз»

Творчеством талантливого композитора заинтересовались самые известные поэты-современники – Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Илья Резник. Мечтали заполучить его шлягеры и многие исполнители. Вот только отношения с самой яркой эстрадной звездой – Аллой Пугачёвой – у Паулса не ладились. Примадонне нашёптывали, что зазнавшийся композитор не хочет с ней работать. Паулсу говорили, что заносчивая певица его недолюбливает.

Свёл их Андрей Вознесенский, вместе с которым Паулс написал специально для Пугачёвой песню «Два стрижа». Однако Аллу Борисовну больше заинтересовал инструментальный кусок, который был записан после песни. Возникла идея сделать на его основе сюжет про Маэстро и начинающую певицу. Так и появился одноимённый хит. А когда на телевизионной записи Пугачёва вдруг присела к Паулсу за рояль и сыграла с ним в четыре руки, он окончательно был покорён. Это стало началом большой творческой и личной дружбы.

Хотя судачили, что на самом деле их отношения выходят за пределы этого понятия. Якобы на волне этих чувств Раймонд Паулс и написал «Миллион алых роз». Однако на самом деле поэт Андрей Вознесенский написал стихи, основанные на реальной истории грузинского художника Нико Пиросмани. В 1909 году он влюбился в гастролировавшую в Тифлисе французскую актрису Маргариту де Севр. Он рисовал её портреты, а однажды привёз к гостинице, где проживала актриса, целую повозку цветов.

Вся эта романтика никакого отношения к Пугачёвой не имела. Более того, поначалу песня ей решительно не понравилась, однако в итоге «Миллион алых роз» покорил не только весь Советский Союз, но даже далёкую Японию.

В 80-е Паулс стал самым популярным композитором на родине. Его песни крутили в каждом клубе и ресторане, на его банковском счёте никогда не переводились деньги.

Перестройка, конечно, внесла свои коррективы. Эстрада стала бизнесом, и участвовать в этом Паулс не захотел. Он попробовал себя в политике – был министром культуры Латвии и даже баллотировался в президенты. Однако вскоре вернулся к своему главному делу – музыке. Давал концерты, работал с молодёжью, вместе с Игорем Крутым создал конкурс «Новая волна».

85-летний юбилей Раймонда Паулса на родине отметили 85-часовым музыкальным марафоном с самыми добрыми словами в адрес Маэстро. Удивительно, но годы идут, а его музыка не стареет. Возможно, потому, что для значительной части жителей нашей страны она навсегда осталась музыкой молодости.

Лариса Плахина

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх