Житель Починковского муниципального округа Юрий Шамов десятки лет создаëт и восстанавливает парки. Овраги превращает в дендрарии, голые степи – в леса. Результаты его многолетнего труда исчисляются десятками гектаров.
Да будет лес!
Юрий Николаевич Шамов родился в селе Криуша Починковского района Нижегородской области.
К четвёртому классу переехал вместе с семьëй в соседнее Наруксово. После окончания школы учился в Горьком, в сельхозинституте. Трудовой путь начинал главным инженером в колхозе «День урожая» в селе Ильинское.А в 1977 году Юрий Николаевич возглавил колхоз в Василëвке. Приехав в село и оглядевшись, был неприятно удивлëн, ведь кругом – голая степь. Между тем в память на всю жизнь врезалась барская усадьба с липовой аллей, что была на малой родине.
– А тут ни кустика, ни деревца – тоска! – вспоминает Юрий Николаевич.
Молодой председатель колхоза решил ситуацию с отсутствием растительности в Василëвке кардинально изменить. Начал сажать деревья сам, но местные были сперва категорически против. Жили они без лесов и не хотели ничего менять.
Тогда было решено пойти другим путëм. В селе по инициативе Шамова был установлен памятник погибшим воинам, а уже вокруг посадили деревья. Со временем в парке появились барбарис, шиповник, голубая ель, сосна, лиственница, дуб, ясень – всего 27 видов деревьев и кустарников, образующих в Василëвке дендрарий. Но это было только начало. Прежде чем взяться за парки, Юрий Шамов изучил их историю.
Парк уединения души
Василëвка может похвастаться не только дендрарием.
– Взяли мы пустой овраг неподалëку от села длинною около километра, расчистили, создали четыре прудика, а вокруг высадили деревья, – рассказывает Юрий Шамов.Так появился гидропарк. Но и этого Юрию Николаевичу оказалось мало.
В 2002 году он взялся за самый крупный свой парк – Парк уединения души.
– 70 гектаров, окантован липовой аллеей – такого нигде нет! – говорит Юрий Николаевич.
Важной частью парка является памятник «Крест на мече». На этом месте была крепость-острожек, построенная в 1552 году при походе царя Ивана IV Грозного на Казань. До наших дней от крепости сохранились вал и ров.
Слава о паркостроителе Шамове разнеслась по всей области. В процессе работы над парком уединения души Юрия Николаевича пригласили сделать парк в Большом Болдине.
– Когда было 200 лет со дня рождения Пушкина, там сделали парк, посадили берëзки. Я ахнул: берëзки в барском поместье! Ведь что такое берëза? Это сорняк! Она растëт всего 100 лет, в то время как липа растëт 500–800 лет. Я самолично все эти берëзы выдрал и вместе со своей бригадой посадил липы, – рассказал Шамов.– А через год позвали в Болдино сделать ещë один парк. Мы объездили вокруг Болдино и выбрали территорию со стороны Казариново. Вот там и посадили деревья, которые образовали парк «У Лукоморья» – большой парк во французском стиле, 22 гектара. Еще новости по теме «Зелёная повестка»: как экологическая ответственность повышает инвестиционную привлекательность бизнеса «Мартин» для дальних путешествий: 74-летний нижегородец странствует на яхте и в доме на колёсах Вязание – мужское призвание: 60-летний нижегородец во время пандемии взялся за рукоделие
Сосны вместо картошки
Колхозу в Василëвке Юрий Шамов отдал почти всю жизнь. Ушëл оттуда, когда ему был 61 год. После небольшого перерыва, с 2012 по 2015 годы, был главой Починковского района. А с этого года работает помощником главы Починковского муниципального округа и по-прежнему по мере сил продолжает сажать деревья. В последний раз посадил 60 лип в Починках. При этом в свои 69 лет занимается английским языком, пасекой, мотоциклами, на одном из которых два года назад скатался в Крым.
– У меня в огороде нет картошки, зато есть сосновая аллея в 170 метров, 20 лет у меня росла, – говорит Шамов.
Но одно дело аллея для себя. А для других зачем? Ведь и жгут, бывало, и беседки в парках вандалы рушат.
– Во всяком деле надо искать любовь, – говорит Юрий Николаевич. – Есть люди, которым не надо денег, славы и тому подобного… Вот волонтёров взять. Если кто пропал, готовы сорваться ночью лес прочëсывать. Есть люди в России.
Свежие комментарии